Система социометрических статусов членов группы. Социометрия и социометрические методики в психологии «Классическая» социометрия: Происхождение и возможности теста

Битянова М. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике / М. Битянова. - М.: ООО «Чистые пруды», 2005. - 32 с.: ил. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог»)

Методика социометрии, позволяющая изучать эмоциональные связи в группе людей, давно стала классическим инструментом профессионального психолога. В настоящей работе приведена ее адаптация для изучения отношений в классе, подробно описаны процедуры проведения и обработки результатов, дан алгоритм анализа полученных данных.

Введение

Однажды коллеги из Тольятти (кстати, постоянные читатели «Школьного психолога») попросили меня провести семинар для психологов образования на тему, которая кажется мне самой интересной и важной. Я предложила четырехчасовой семинар по социометрии. Коллеги согласились, хотя за их неизменным уважением явно сквозило недоумение. Социометрия? Это в которой два вопроса и надо рисовать картинки? Ее еще применяют для выявления лидеров. О чем здесь можно говорить в течение четырех часов? В процессе работы недоумение в глазах исчезло и возникло понимание того, что, работая с социометрией, имеешь дело с методом, а не с психологической астролябией. И что этот метод могуч и глубок, если используется осмысленно и по назначению. Возможности его значительны, но ограниченны, простота обманчива, а сложность обработки, предлагаемая многими пособиями, надуманна. Грамотное применение социометрии предполагает и социально-психологическую компетентность, и методическую тщательность, и значительный практический опыт. Последнее - дело наживное. Что же касается первых двух пунктов, то именно о них и пойдет речь в нашей разработке.

Прежде всего приведем целиком текст предлагаемой методики.

Социометрический тест

Ответь, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Нам очень хотелось бы знать твое собственное мнение. Обещаем, что искренность не обернется тебе во вред.



Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Для фамилий, которые ты будешь записывать, после каждого вопроса оставлены специальные места. Фамилии указывай в любом порядке. Чтобы при ответе не забыть тех, кто отсутствует сегодня, посмотри на доску: там указаны все фамилии.

Прежде чем начинать работу, напиши свое имя, фамилию и класс. Успеха!

Фамилия и имя

Дата тестирования

1. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс? Назови, пожалуйста, пять человек.

II. А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Укажи пять фамилий.

III. Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в свой новый класс, если бы перешел в другую школу? Укажи пять фамилий.

IV. Укажи, пожалуйста, фамилии тех одноклассников, которые не захотят, по твоему мнению, взять тебя в свой новый класс. Запиши пять фамилий.

V. Если бы тебе предложили посмотреть ответы на эти вопросы пятерых твоих одноклассников, то чьи ответы ты хотел бы увидеть? Напиши их фамилии в порядке значимости для тебя. Под первым номером - фамилию того, чьи ответы хочется знать больше всего, и так далее.

Итак, перед вами комплексный социально-психологический тест, включающий в себя три важные диагностические процедуры: классическую социометрию (1 -и, 2-й вопросы), аутосоциометрию (3-й, 4-й вопросы) и референтометрию (5-й вопрос). Если охарактеризовать суть этих процедур коротко, то первая изучает структуру эмоциональных отношений в группе, вторая - адекватность представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре группы, третья выявляет референтных лиц, то есть членов группы, обладающих ценностной привлекательностью и, возможно, психологическим влиянием в группе. Каждая из этих процедур самостоятельна с точки зрения обработки и представления данных, объединение которых происходит на этапе качественного анализа результатов. Поэтому мы обсудим методические и содержательные аспекты каждой методики в отдельности, а затем дадим общую схему их социально-психологического анализа.

«Классическая» социометрия: Происхождение и возможности теста

Создание и развитие социометрической методики связано с именем известного в практической психологии человека Дж. Морено. Еще в 30-е годы он создал социометрию как удобную в практике методику для изучения эмоциональных связей в группе. Связи такого рода, построенные на симпатии-антипатии людей," он считал важнейшими как для существования и продуктивного функционирования самой малой группы, так и для самочувствия, работоспособности, перспектив развития отдельного человека в данной группе.

Надо сказать, что метод, созданный в свое время Морено в рамках определенной теоретической концепции и «на потребу» практики того времени, постепенно как бы отпочковался и от создавшей его теории, и от самой породившей его практики. Какие последствия в результате мы имеем? Потеря теоретических ориентиров привела к чрезвычайно широкому толкованию возможностей социометрии, превращению ее в ту самую социально-психологическую астролябию, о которой уже шла речь выше. С помощью этого метода пытаются исследовать лидерские процессы, пути и способы передачи информации в группе, отношение к руководителю и многое другое. Самое распространенное использование социометрии - для изучения лидерства и выявления лидеров. Однако социометрия не исследует лидерские процессы и не выявляет лидеров. И по замыслу, и по своему методическому содержанию она не приспособлена изучать процессы психологического влияния (чем и является по своей сути лидерство).

Социометрия создана своим творцом для изучения структуры эмоциональных межличностных предпочтений, и какое изощренное применение ни нашел бы для нее конкретный психолог, она будет измерять только это. Но! Если провести ее грамотно и творчески, она сделает свое дело блестяще.

Это то, что касается изначальной теоретической ориентации теста и его реальных возможностей. Другое замечание - в отношении его практического применения. Для многих сегодняшних школьных психологов утверждение о том, что социометрия - удобный дня практического использования метод, звучит как издевательство. Увы, действительно, после того как вся тягостная обработка закончена: социоматрица, социограммы положительных и отрицательных связей, личные социограммы, социометрические индексы, - очень часто появляется ощущение, что полученная информация не стоит вложенного в нее труда. А между тем метод был создан крупным практиком, ценившим личное и рабочее время и понимавшим реальное место психодиагностики в системе профессиональной деятельности. Метод изначально был прост, информативен и имел непосредственный коррекционный смысл. Однако в дальнейшем он стал обрастать различными исследовательскими изысками. Особенно много их было придумано именно в отечественной социальной психологии и педагогике, где теория и исследование всегда ценились чрезвычайно высоко. А практики... что ж, пусть приспосабливают свою деятельность к тому, что для них создано.

Разрабатывая собственный практически ориентированный вариант проведения, обработки и анализа данных социометрии, мы исходили из двух основных принципов: быть тактичными к методу и не злоупотреблять его возможностями, быть проще и думать о главном. Результаты представлены вашему вниманию.

Тест позволяет анализировать особенности социометрической (эмоциональной) структуры малой социальной группы. Каждый человек в группе имеет эмоциональный статус. Если определять его качественно, то статус - позиция, нормы и правила поведения, которые предписано соблюдать данному человеку в данной группе. Через особенности этой позиции человек в группе оценивает себя сам и его оценивают остальные. Количественно статус измеряется социометрией через подсчет числа положительных (первый вопрос) и отрицательных (второй вопрос) выборов, которые сделаны в отношении данного человека всеми членами его группы. Если теперь мы представим все статусы членов группы в виде единой иерархии, то получим социометрическую структуру группы. Она достаточно устойчива, очень важна для развития группы в целом, многое определяет в индивидуальных судьбах. Ее изучение, формирование и коррекция - важное дело психолога. Особенно важно психологу знать о четырех параметрах социометрической структуры группы.

Система социометрических статусов членов группы

Статус человека в структуре эмоциональных предпочтений можно рассматривать как некоторое выражение степени привлекательности, симпатичности его личности для других. Чем выше статус, тем привлекательнее данный член группы для остальных, тем выше потребность в общении с ним, внимании с его стороны.

Прежде всего в групповой статусной иерархии выделяются три категории: популярные, средние и непопулярные члены группы. Они отличаются числом положительных выборов и отвержений и их сочетанием.

Популярные члены группы имеют значительное число положительных выборов и малое - отвержений, то есть это эмоционально привлекательные лица. Среди них можно выделить собственно высокостатусных и социометрических «звезд». «Звезду» с некоторой долей поэтичности (увы, мало присущей науке) можно определить как «душу» группы, ее эмоциональный центр. Она выявляется в двух случаях: когда есть человек, набравший больше всех положительных выборов (не менее половины от максимально возможного их числа), или когда есть человек, получивший больше всех выборов от других популярных членов малой группы.

Непопулярные члены группы чрезвычайно неоднородны. Среди них могут быть члены группы со статусами пренебрегаемых, отверженных и изолированных. У пренебрегаемых есть положительные выборы, но их мало, значительно больше они получили отвержений, так что эмоционально они мало привлекательны. Отверженные, или «изгои», не имеют положительных выборов, у них лишь разное количество отвержений, что и определяет условную величину их социальной отверженности. Роднит всех отверженных то, что их воспринимают весьма экспрессивно, но, увы, отрицательно. Отверженность в данном случае-прежде всего эмоциональный феномен, определенное неприятие человека, его качеств, свойств и привычек. В группу изолированных попадают те люди, которые для группы как бы не существуют: у них отсутствуют как выборы, так и отвержения. Их нет в эмоциональном реестре группы ни на уровне чувств, ни на уровне отношений.

Вопрос о том, какие статусные категории и в каком соотношении присутствуют в группе, - это вопрос номер один для любого практика, проводящего социометрию. Совокупность статусов характеризует процессы, происходящие в группе в целом, но особенно важно ее изучение для понимания проблем поведения отдельных членов. Ответ на этот вопрос мы получаем уже на первых шагах обработки данных, при заполнении социоматрицы, но об этом чуть ниже.

» Метод социометрии

Социометрия Дж. Морено - методика, процедура, обработка результатов. Социограмма

Социометрическая методика

Одним из самых популярных методов определения межличностных отношений в группе является социометрия, предложенная учеником Фрейда - Джекобом Морено (1889-1974). Согласно теории Дж. Морено, все напряжения, конфликты, в том числе и социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктуры группы. Это несовпадение, по его мнению, означает, что система симпатий и антипатий, которая показывает психологическое отношение индивида к людям, часто не вмещается в рамки заданной индивиду макроструктуры: самым близким может оказаться окружение, состоящее из неприемлемых в психологическом плане людей. Задача состоит в том, чтобы привести в соответствие макро- и микроструктуры. Именно с этой целью должна применяться социометрическая методика, с помощью которой можно исследовать симпатии и антипатии, чтобы в соответствии с полученными результатами осуществить определенные изменения.Термин «социометрия» буквально означает «социальное измерение», социометрическая методика предназначена для оценки межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатии, привлекательности. Имея характер опроса, социометрия существенно отличается от анкетного опроса и интервью тем, что вопросы касаются эмоциональной сферы отношений людей.

Социометрическая процедура

Социометрическая процедура заключается в том, что членам группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, с которыми они хотели бы вместе работать, отдыхать, сидеть за партой и тому подобное. Вопросы о желании человека совместно с кем-то участвовать в определенной деятельности называются критериями выбора.Например, «С кем Вы хотели бы вместе готовиться к экзамену?» или: «Кого бы Вы пригласили на день рождения?» И т.д. Успех изучения взаимоотношений зависит от правильного подбора этих вопросов. Различают слабые и сильные критерии выбора. Чем важнее для человека та или иная деятельность, чем теснее и продолжительнее общение она предусматривает, тем сильнее считается критерий выбора. Чаще всего в социометрическом исследовании сочетаются вопросы разных типов. Они добираются таким образом, чтобы выявить стремление человека к общению с членами группы в различных видах деятельности - в труде, учебе, отдыхе, дружбе и тому подобное.
  1. Кого из членов группы Вы пригласили на день рождения?
  2. С кем из членов группы Вы выполняли общая задача (производственное, учебное)?
  3. С кем из членов группы Вы могли бы поделиться своими личными переживаниями?
Планируя проведение социометрии, следует решить вопрос о качестве и количестве используемых критериев, а также о количестве выборов, которые сделает каждый член группы, и их интенсивность - в большей или меньшей степени. Чаще всего количество выборов ограничивается тремя.

Результаты социометрии

Результаты, полученные с помощью социометрической процедуры, могут быть представлены графически в виде социограммы, матрицы и специальных числовых индексов.Таблицы результатов социометрии заполняются в первую очередь, к тому же отдельно по деловым и личными отношениями.По вертикали записываются по номерам фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали - только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами 1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый исследуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами 1, 2, -3 - тех, кого испытуемый не выбирает в первую, вторую и третью очередь.Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице кружком (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в полученные каждым членом группы выборы (сумма выборов), тогда подсчитывают сумму баллов для каждого члена группы учитывая при этом, что выбор в первую очередь равен +3 баллам (-3), во вторую - 2 (-2), в третью - 1 (-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Сплоченность группы

Групповая сплоченность высчитывается по формуле ,где ∑ - сумма всех взаимных выборов в группе; n - количество членов группы.Сплоченность группы тем выше, чем ближе к единице коэффициент сплоченности.На основании данных социометрического анализа делаются выводы об уровне сплоченности группы; наличие группировок; их связи с лидерами; о взаимодействии лидеров между собой; соответствие выбранного актива группы реальном; наличие членов группы, которых группа не принимает, и изолированных.

Социометрическая таблица

Фамилия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Абалкин +1 +2 +3 -1
2 Эсторский +1 +3 +2
3 Каммерер -1 +1 +2 +3
4 Бромберг +2 +1 +3
5 Глумова +2 +1 +3 -3 -2
6 Сикорски
7 Атос-Сидоров +1 +3
8 Щекн-Итрч +1 +3 +2
9 Горн +2 +1 +3 -1
10 Репнин +2 +1 +3 -1
Кол-во выборов
Кол-во баллов
Общая сумма

Социограмма

Социограмма - это графическое изображение результатов, полученных с помощью социометрической методики при исследовании межличностных отношений. Она дает наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов малой социальной группы за их статусом (популярностью). С помощью специальных знаков и стрелок обозначают тип выбора (позитивный, негативный, односторонний, двухсторонний).Социограмма наглядно показывает центральных, наиболее влиятельных членов группы, взаимные пары и группировки взаимосвязанных лиц, выбирающих друг друга. Чаще всего в социометрических результатах встречаются положительные группировки из 2-4 членов.

Ответь, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Нам очень хотелось бы знать твое собственное мнение. Обещаем, что искренность не обернется тебе во вред.

Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Для фамилий, которые ты будешь записывать, после каждого вопроса оставлены специальные места. Фамилии указывай в любом порядке. Чтобы при ответе не забыть тех, кто отсутствует сегодня, посмотри на доску: там указаны все фамилии.

Прежде чем начинать работу, напиши свое имя, фамилию и класс. Успеха!

Фамилия и имя

Дата тестирования

1. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс? Назови, пожалуйста, пять человек.

II. А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Укажи пять фамилий.

III. Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в свой новый класс, если бы перешел в другую школу? Укажи пять фамилий.

IV. Укажи, пожалуйста, фамилии тех одноклассников, которые не захотят, по твоему мнению, взять тебя в свой новый класс. Запиши пять фамилий.

V. Если бы тебе предложили посмотреть ответы на эти вопросы пятерых твоих одноклассников, то чьи ответы ты хотел бы увидеть? Напиши их фамилии в порядке значимости для тебя. Под первым номером - фамилию того, чьи ответы хочется знать больше всего, и так далее.

Итак, перед вами комплексный социально-психологический тест, включающий в себя три важные диагностические процедуры: классическую социометрию (1 -и, 2-й вопросы), аутосоциометрию (3-й, 4-й вопросы) и референтометрию (5-й вопрос). Если охарактеризовать суть этих процедур коротко, то первая изучает структуру эмоциональных отношений в группе, вторая - адекватность представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре группы, третья выявляет референтных лиц, то есть членов группы, обладающих ценностной привлекательностью и, возможно, психологическим влиянием в группе. Каждая из этих процедур самостоятельна с точки зрения обработки и представления данных, объединение которых происходит на этапе качественного анализа результатов. Поэтому мы обсудим методические и содержательные аспекты каждой методики в отдельности, а затем дадим общую схему их социально-психологического анализа.

Методика социометрии, позволяющая изучать эмоциональные связи в группе людей, давно стала классическим инструментом профессионального психолога. В настоящей работе приведена ее адаптация для изучения отношений в классе, подробно описаны процедуры проведения и обработки результатов, дан алгоритм анализа полученных данных.

Введение

Однажды коллеги из Тольятти (кстати, постоянные читатели «Школьного психолога») попросили меня провести семинар для психологов образования на тему, которая кажется мне самой интересной и важной. Я предложила четырехчасовой семинар по социометрии. Коллеги согласились, хотя за их неизменным уважением явно сквозило недоумение. Социометрия? Это в которой два вопроса и надо рисовать картинки? Ее еще применяют для выявления лидеров. О чем здесь можно говорить в течение четырех часов? В процессе работы недоумение в глазах исчезло и возникло понимание того, что, работая с социометрией, имеешь дело с методом, а не с психологической астролябией. И что этот метод могуч и глубок, если используется осмысленно и по назначению. Возможности его значительны, но ограниченны, простота обманчива, а сложность обработки, предлагаемая многими пособиями, надуманна. Грамотное применение социометрии предполагает и социально-психологическую компетентность, и методическую тщательность, и значительный практический опыт. Последнее - дело наживное. Что же касается первых двух пунктов, то именно о них и пойдет речь в нашей разработке.

Прежде всего приведем целиком текст предлагаемой методики.

Социометрический тест

Ответь, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Нам очень хотелось бы знать твое собственное мнение. Обещаем, что искренность не обернется тебе во вред.

Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Для фамилий, которые ты будешь записывать, после каждого вопроса оставлены специальные места. Фамилии указывай в любом порядке. Чтобы при ответе не забыть тех, кто отсутствует сегодня, посмотри на доску: там указаны все фамилии.

Прежде чем начинать работу, напиши свое имя, фамилию и класс. Успеха!

Фамилия и имя

Дата тестирования

1. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс? Назови, пожалуйста, пять человек.

II. А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Укажи пять фамилий.

III. Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в свой новый класс, если бы перешел в другую школу? Укажи пять фамилий.

IV. Укажи, пожалуйста, фамилии тех одноклассников, которые не захотят, по твоему мнению, взять тебя в свой новый класс. Запиши пять фамилий.

V. Если бы тебе предложили посмотреть ответы на эти вопросы пятерых твоих одноклассников, то чьи ответы ты хотел бы увидеть? Напиши их фамилии в порядке значимости для тебя. Под первым номером - фамилию того, чьи ответы хочется знать больше всего, и так далее.

Итак, перед вами комплексный социально-психологический тест, включающий в себя три важные диагностические процедуры: классическую социометрию (1 -и, 2-й вопросы), аутосоциометрию (3-й, 4-й вопросы) и референтометрию (5-й вопрос). Если охарактеризовать суть этих процедур коротко, то первая изучает структуру эмоциональных отношений в группе, вторая - адекватность представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре группы, третья выявляет референтных лиц, то есть членов группы, обладающих ценностной привлекательностью и, возможно, психологическим влиянием в группе. Каждая из этих процедур самостоятельна с точки зрения обработки и представления данных, объединение которых происходит на этапе качественного анализа результатов. Поэтому мы обсудим методические и содержательные аспекты каждой методики в отдельности, а затем дадим общую схему их социально-психологического анализа.

1
БИБЛИОТЕЧКА «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ»
Серия «Школьный психолог»
Выпуск 1
Марина Битянова
Как измерить отношения
в классе
Социометрический метод
в школьной практике
Москва
«Чистые пруды»
2005

2
Оглавление
Введение
Социометрический тест
«Классическая» социометрия: Происхождение и возможности теста
1. Система социометрических статусов членов группы
2. Взаимность социометрических выборов
3. Система отвержений в группе
4. Наличие устойчивых микрогрупп и их взаимоотношения
Социометрия как метод: планирование и проведение
Обработка социометрических данных
Первичный анализ данных
Заполнение социометрической матрицы
Построение социограммы
Аутосоциометрический тест
Референтометрический тест
Комплексный анализ данных
1. Система социометрических статусов данной группы
2. Социометрическая структура группы
3. Система взаимных выборов и отвержений
4. Взаимоотношения между различными статусными категориями
5. Социально-психологическое благополучие членов группы
6. Ценностное влияние в группе
Частные рекомендации
Методика социометрии, позволяющая изучать эмоциональные связи в группе людей, давно стала классическим инструментом профессионального психолога. В настоящей работе приведена ее адаптация для изучения отношений в классе, подробно описаны процедуры проведения и обработки результатов, дан алгоритм анализа полученных данных.
Введение
Однажды коллеги из Тольятти (кстати, постоянные читатели «Школьного психолога») попросили меня провести семинар для психологов образования на тему, которая кажется мне самой интересной и важной. Я предложила четырехчасовой семинар по социометрии.
Коллеги согласились, хотя за их неизменным уважением явно сквозило недоумение.
Социометрия? Это в которой два вопроса и надо рисовать картинки? Ее еще применяют для выявления лидеров. О чем здесь можно говорить в течение четырех часов? В процессе работы недоумение в глазах исчезло и возникло понимание того, что, работая с социометрией, имеешь дело с методом, а не с психологической астролябией. И что этот метод могуч и глубок, если используется осмысленно и по назначению. Возможности его значительны, но ограниченны, простота обманчива, а сложность обработки, предлагаемая многими пособиями, надуманна. Грамотное применение социометрии предполагает и социально-психологическую компетентность, и методическую тщательность, и

3 значительный практический опыт. Последнее - дело наживное. Что же касается первых двух пунктов, то именно о них и пойдет речь в нашей разработке.
Прежде всего приведем целиком текст предлагаемой методики.
Социометрический тест
Ответь, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Постарайся быть искренним , иначе вся работа потеряет смысл. Нам очень хотелось бы знать твое собственное мнение.
Обещаем, что искренность не обернется тебе во вред.
Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Для фамилий, которые ты будешь записывать, после каждого вопроса оставлены специальные места. Фамилии указывай в любом порядке. Чтобы при ответе не забыть тех, кто отсутствует сегодня, посмотри на доску: там указаны все фамилии.
Прежде чем начинать работу, напиши свое имя, фамилию и класс. Успеха!
Фамилия и имя
Класс
Дата тестирования
1. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс? Назови, пожалуйста, пять человек.
1.
2.
3.
4.
5..
II. А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Укажи пять фамилий.
1.
2.
3.
4.

4 5.
III. Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в свой новый класс, если бы перешел в другую школу? Укажи пять фамилий.
1.
2.
3.
4.
5.
IV. Укажи, пожалуйста, фамилии тех одноклассников, которые не захотят, по твоему мнению, взять тебя в свой новый класс. Запиши пять фамилий.
1.
2.
3.
4.
5.
V. Если бы тебе предложили посмотреть ответы на эти вопросы пятерых твоих одноклассников, то чьи ответы ты хотел бы увидеть? Напиши их фамилии в порядке значимости для тебя. Под первым номером - фамилию того, чьи ответы хочется знать больше всего, и так далее.
1.
2.
3.
4.
5.
Итак, перед вами комплексный социально-психологический тест, включающий в себя три важные диагностические процедуры: классическую социометрию (1 -и, 2-й вопросы), аутосоциометрию (3-й, 4-й вопросы) и референтометрию (5-й вопрос). Если охарактеризовать суть этих процедур коротко, то первая изучает структуру эмоциональных отношений в группе, вторая - адекватность представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре группы, третья выявляет

5 референтных лиц, то есть членов группы, обладающих ценностной привлекательностью и, возможно, психологическим влиянием в группе. Каждая из этих процедур самостоятельна с точки зрения обработки и представления данных, объединение которых происходит на этапе качественного анализа результатов. Поэтому мы обсудим методические и содержательные аспекты каждой методики в отдельности, а затем дадим общую схему их социально-психологического анализа.
«Классическая» социометрия: Происхождение и
возможности теста
Создание и развитие социометрической методики связано с именем известного в практической психологии человека Дж. Морено. Еще в 30-е годы он создал социометрию как удобную в практике методику для изучения эмоциональных связей в группе. Связи такого рода, построенные на симпатии-антипатии людей," он считал важнейшими как для существования и продуктивного функционирования самой малой группы, так и для самочувствия, работоспособности, перспектив развития отдельного человека в данной группе.
Надо сказать, что метод, созданный в свое время Морено в рамках определенной теоретической концепции и «на потребу» практики того времени, постепенно как бы отпочковался и от создавшей его теории, и от самой породившей его практики. Какие последствия в результате мы имеем? Потеря теоретических ориентиров привела к чрезвычайно широкому толкованию возможностей социометрии, превращению ее в ту самую социально-психологическую астролябию, о которой уже шла речь выше. С помощью этого метода пытаются исследовать лидерские процессы, пути и способы передачи информации в группе, отношение к руководителю и многое другое. Самое распространенное использование социометрии - для изучения лидерства и выявления лидеров. Однако социометрия не исследует лидерские процессы и не выявляет лидеров. И по замыслу, и по своему методическому содержанию она не приспособлена изучать процессы психологического влияния (чем и является по своей сути лидерство).
Социометрия создана своим творцом для изучения структуры эмоциональных межличностных предпочтений, и какое изощренное применение ни нашел бы для нее конкретный психолог, она будет измерять только это. Но! Если провести ее грамотно и творчески, она сделает свое дело блестяще.
Это то, что касается изначальной теоретической ориентации теста и его реальных возможностей. Другое замечание - в отношении его практического применения. Для многих сегодняшних школьных психологов утверждение о том, что социометрия - удобный дня практического использования метод , звучит как издевательство. Увы, действительно, после того как вся тягостная обработка закончена: социоматрица, социограммы положительных и отрицательных связей, личные социограммы, социометрические индексы, - очень часто появляется ощущение, что полученная информация не стоит вложенного в нее труда. А между тем метод был создан крупным практиком, ценившим личное и рабочее время и понимавшим реальное место психодиагностики в системе профессиональной деятельности. Метод изначально был

6 прост, информативен и имел непосредственный коррекционный смысл. Однако в дальнейшем он стал обрастать различными исследовательскими изысками. Особенно много их было придумано именно в отечественной социальной психологии и педагогике, где теория и исследование всегда ценились чрезвычайно высоко. А практики... что ж, пусть приспосабливают свою деятельность к тому, что для них создано.
Разрабатывая собственный практически ориентированный вариант проведения, обработки и анализа данных социометрии, мы исходили из двух основных принципов: быть тактичными к методу и не злоупотреблять его возможностями, быть проще и думать о главном. Результаты представлены вашему вниманию.
Тест позволяет анализировать особенности социометрической (эмоциональной) структуры малой социальной группы. Каждый человек в группе имеет эмоциональный статус. Если определять его качественно, то статус - позиция, нормы и правила поведения, которые предписано соблюдать данному человеку в данной группе. Через особенности этой позиции человек в группе оценивает себя сам и его оценивают остальные. Количественно статус измеряется социометрией через подсчет числа положительных (первый вопрос) и отрицательных (второй вопрос) выборов, которые сделаны в отношении данного человека всеми членами его группы. Если теперь мы представим все статусы членов группы в виде единой иерархии, то получим социометрическую структуру группы. Она достаточно устойчива, очень важна для развития группы в целом, многое определяет в индивидуальных судьбах. Ее изучение, формирование и коррекция - важное дело психолога. Особенно важно психологу знать о четырех параметрах социометрической структуры группы.
1. Система социометрических статусов членов группы
Статус человека в структуре эмоциональных предпочтений можно рассматривать как некоторое выражение степени привлекательности, симпатичности его личности для других. Чем выше статус, тем привлекательнее данный член группы для остальных, тем выше потребность в общении с ним, внимании с его стороны.
Прежде всего в групповой статусной иерархии выделяются три категории: популярные, средние и непопулярные члены группы. Они отличаются числом положительных выборов и отвержений и их сочетанием.
Популярные члены группы имеют значительное число положительных выборов и малое
- отвержений, то есть это эмоционально привлекательные лица. Среди них можно выделить собственно высокостатусных и социометрических «звезд». «Звезду» с некоторой долей поэтичности (увы, мало присущей науке) можно определить как «душу» группы, ее эмоциональный центр. Она выявляется в двух случаях: когда есть человек, набравший больше всех положительных выборов (не менее половины от максимально возможного их числа), или когда есть человек, получивший больше всех выборов от других популярных членов малой группы.
Непопулярные члены группы чрезвычайно неоднородны. Среди них могут быть члены группы со статусами пренебрегаемых, отверженных и изолированных. У пренебрегаемых
есть положительные выборы, но их мало, значительно больше они получили отвержений,

7 так что эмоционально они мало привлекательны. Отверженные , или «изгои», не имеют положительных выборов, у них лишь разное количество отвержений, что и определяет условную величину их социальной отверженности. Роднит всех отверженных то, что их воспринимают весьма экспрессивно, но, увы, отрицательно. Отверженность в данном случае-прежде всего эмоциональный феномен , определенное неприятие человека, его качеств, свойств и привычек. В группу изолированных попадают те люди, которые для группы как бы не существуют: у них отсутствуют как выборы, так и отвержения. Их нет в эмоциональном реестре группы ни на уровне чувств, ни на уровне отношений.
Вопрос о том, какие статусные категории и в каком соотношении присутствуют в группе,
- это вопрос номер один для любого практика, проводящего социометрию. Совокупность статусов характеризует процессы, происходящие в группе в целом, но особенно важно ее изучение для понимания проблем поведения отдельных членов. Ответ на этот вопрос мы получаем уже на первых шагах обработки данных, при заполнении социоматрицы, но об этом чуть ниже.
2. Взаимность социометрических выборов
Интересно, чье положение в группе вас, уважаемый читатель, больше обеспокоит: человека, имеющего много отвержений, но при всем этом 1-2 взаимных выбора (пусть даже с такими же отверженными, как он), или человека, имеющего много выборов со стороны других членов группы, но свои предпочтения отдавшего как раз тем, кто его не замечает или даже отвергает? Реальное положение человека в группе определяется не только статусом, но и взаимностью сделанных выборов и отвержений. Чем больше взаимных выборов, тем оно стабильнее и благоприятнее. Групповая структура в целом также приобретает различный вид в зависимости от того, есть ли в ней взаимно предпочитающие друг друга мини-сообщества людей, многие ли члены группы определились в своих симпатиях/антипатиях. Если ответ отрицательный - группа пребывает на сложной ступени своего развития, характеризующейся и конфликтностью, и низкой групповой эмпатией, и эмоциональной неудовлетворенностью.
3. Система отвержений в группе
Очень важно знать, что представляет собой система отвержений в группе. Прежде всего надо выяснить, определились ли люди в своих антипатиях? Или они выбирают тех, кто их отвергает? Как распределяется в группе эмоциональная «агрессия»? Есть разные варианты. В одних группах практически всем без исключения достается некоторое количество отвержений, даже самым высокостатусным «подмачивают» репутацию 3-4
«недоброжелателя». В других существуют «козлы отпущения», принимающие на себя львиную долю отвержений. Характер распределения отвержений существенно влияет на общение в группе, свидетельствует о принятых здесь способах решения конфликтов.
Например, у группы за продолжительное время ее существования может выработаться устойчивая склонность решать многие проблемы за счет «козла отпущения». Члены такой группы всегда знают, кто виноват (ах, ты ничего не делал?! Вот и результат!). Поставим мысленный эксперимент: мы проводим социометрию, выявляем всех лиц, выступающих в несимпатичной роли , и переводим их в другую группу. Скажем, в другой класс или даже школу. Что будет теперь вероятнее всего делать группа в новой для нее ситуации?

8
Правильно, она изберет себе новых «козлов отпущения». И потребуется специальная работа по переструктурированию системы отвержений в группе, обучению ее членов другим способам снятия напряжения.
4. Наличие устойчивых микрогрупп и их
взаимоотношения
Любая малая группа численностью более 5-7 человек тяготеет к внутреннему разделению на еще более мелкие сообщества - микрогруппы. Каждая из них имеет свою эмоциональную структуру, иногда - своих высокостатусных и «звезд». Внутри класса может существовать очень сложная социальная структура: несколько микрогрупп, которые как-то взаимодействуют друг с другом, отдельными парами и тройками, а также отверженные, изолированные. Взаимоотношения между устойчивыми микрогруппами определяют «погоду» в эмоциональном климате всего коллектива. Они могут быть конфликтны или позитивны, группы могут иметь общих членов или быть изолированными друг от друга, могут быть ориентированы на одну «звезду» или на разных и т.д. Все это необходимо выявлять и изучать.
Информацию обо всех этих особенностях эмоциональной структуры взаимоотношений школьников может дать социометрия в том случае, если она правильно спланирована, грамотно обработана и тщательно проанализирована. Об этом и поговорим.
Социометрия как метод: планирование и проведение
Данный метод базируется на гипотетическом эмоциональном выборе, который в рамках заданного критерия осуществляется всеми членами группы. То есть группе (каждому ее члену отдельно) предлагается представить себе некоторую ситуацию, достаточно эмоционально напряженную, и на бумаге, условно, сделать выбор в пользу или против различных членов группы. В связи с этим возникает ряд вопросов, которые должны быть проработаны психологом на этапе планирования: может ли данная группа осуществлять такой выбор? Какой критерий выбора ей целесообразно предложить? Сколько выборов должен делать каждый член группы и важен ли порядок его выборов для дальнейшего анализа результатов? Рассмотрим эти вопросы подробно.
Прежде всего социометрию целесообразно проводить в группах с четко обозначенными границами. С этой точки зрения школьный класс как малая группа вполне подходит для работы. Хотя другому требованию малой группы - наличие совместных целей и задач - он не соответствует. У школьников нет совместной деятельности в настоящем значении этого слова. Разве что когда они собирают металлолом или работают «на картошке».
Учеба - дело индивидуальное, в большинстве школ дети просто учатся рядом, они - соседи по парте. Для формирования настоящей лидерской структуры этот факт часто является непреодолимым препятствием. Не имея опыта совместной деятельности, школьники не имеют и опыта выдвижения из своих рядов лидера. В отличие от лидерской, эмоциональная социометрическая структура все-таки формируется, достигает в ряде случаев достаточной сложности и зрелости.

9
Далее возникает проблема критерия, положенного в основу выбора. Это центральный вопрос планирования: в какую гипотетическую ситуацию поставить всех членов данной группы для осуществления выбора, если мы хотим изучить реальные, повседневно проявляющиеся эмоциональные отношения друг с другом? Скажем, правомерно и эффективно ли при изучении отношений, сложившихся в классе, задавать школьникам вопросы типа: кого ты пригласишь на день рождения или с кем бы ты пошел в разведку?
В этом случае в качестве критерия выбора мы предлагаем ситуации, выходящие за пределы типичного общения в школе, подключаем множество дополнительных и никак не учитываемых нами психологических факторов.
При формулировании критерия выбора очень важно опираться на два принципа. Первый: критерий должен быть связан с особо значимыми и характерными для группы ситуациями общения. То есть если это школьный класс - со школьной жизнью, взаимодействием на уроке и вне его. Второй: в основу критерия должен быть положен какой-то эмоционально окрашенный, важный для группы момент отношений - вынужденный переход кого-то из ее членов в другую группу , вынужденное изменение самой группы и др. Так, помимо уже предложенного нами критерия (см. список из пяти вопросов в начале разработки), можно успешно использовать и следующий: «Если бы в следующем году ты сам составлял список своего класса, то кого из нынешних одноклассников ты записал бы в первую очередь?»
Следующий важный вопрос планирования - число выборов: ограничивать или не ограничивать опрашиваемых? Традиционно существуют два ответа на этот вопрос и, соответственно, два варианта социометрии. Непараметрический вариант предполагает, что каждый член группы ранжирует всех остальных с точки зрения их привлекательности в рамках предложенного критерия. Это дает возможность получить глубокий материал, тонко проанализировать отношения в группе. Однако этот вариант имеет много минусов, как содержательных, так и организационных. Достаточно велика вероятность того, что будут возникать, наряду с существенными, случайные выборы (шутка ли - проранжировать 25-28 человек!). К тому же, если в группе больше 12-14 человек, осуществить процедуру обработки вручную, без применения компьютерных программ, чрезвычайно сложно.
Параметрический вариант социометрии предполагает фиксированное число выборов.
Такое ограничение не позволяет раскрыть все многообразие отношений, могут быть выявлены лишь наиболее значимые связи. Однако практическое удобство, «обозримость» технической работы по обработке теста сделали этот вариант наиболее распространенным. При этом считается, что в группе численностью 22-25 человек минимальное число выборов должно составлять 5-6.
Последний вопрос - вопрос планирования. Вот один член группы, скажем Иванов, выбрал Петрова в свой новый класс. Имеет ли значение, какой по счету в списке выбранных Ивановым одноклассников идет фамилия Петрова: первой или пятой? Здесь мы опять будем говорить о двух вариантах социометрического теста. В первом ответ будет отрицательным: нет, не имеет, все выборы Иванова одинаковы по значимости. Во втором - порядок будет принципиально важным. В инструкции участникам опроса специально оговаривается этот факт: фамилии выбранных вами одноклассников записывайте в порядке их значимости для вас. Такая процедура по многим соображениям

10 представляется удачной. Однако ранжированные выборы значительно усложняют процесс обработки. Для определения качественного статуса каждого члена группы (популярный, непопулярный, средний) приходится прибегать к весьма заковыристым статистическим процедурам, что совершенно нереально в практической работе. Мы предлагаем в практических целях использовать параметрический вариант социометрии без ранжирования выборов.
С точки зрения процедуры проведения социометрия очень проста. Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Чаще всего психолог сам дает всем членам группы устную инструкцию и зачитывает вопросы, предлагая письменно ответить на них в специальных бланках (в них оставлено место для фамилии, стоят номера вопросов, под каждым вопросом - цифры от 1 до 5 в столбик) или просто на листе бумаги. В другом варианте психолог дает устную инструкцию, а затем раздает бланки, на которых есть краткая письменная инструкция, оставлено место для фамилии и класса, сформулированы все вопросы и под каждым оставлено место для ответов. Преимущество второго варианта в том, что школьники видят перед собой инструкцию постоянно, и это уменьшает (незначительно) число уточняющих вопросов.
В обоих случаях устная инструкция выполняет две очень важные функции: мотивирование участников и технические пояснения.
Мотивационная часть принципиально важна, именно она во многом определяет открытость участников опроса, их желание отвечать. Социометрическая процедура сама по себе является достаточно серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто занимает крайние статусные позиции: высокостатусных и непопулярных. Надо честно написать о том , кто тебе нравится и кто неприятен, зная, что в этот момент все остальные оценивают и тебя. Более того, свои высказывания надо обязательно подписать!
Снизить общую эффективность ситуации можно и необходимо. С этой точки зрения важны следующие моменты.
Контакт с группой. Если исследование проводится школьным психологом, имеющим достаточный авторитет у детей, проблем, как правило, не возникает.
Стиль подачи инструкции: доброжелательный, неформальный, спокойный.
Мягкое формулирование целей тестирования. Можно разъяснить, что психологической службе школы очень важно знать о том, насколько класс дружный и сплоченный, что на основе этих результатов будет строиться работа с классом в целом и т.д.
Так как работу необходимо подписать, важно оговорить причины такого требования.
Например, психолог может заметить, что иначе исследование теряет смысл, потому что не удастся узнать о том, дружный класс или нет. Психологами, правда, придумана одна
«хитрая» процедура, снимающая проблему подписывания/ не подписывания опросного листа: кодирование чистых опросных листов. С нашей точки зрения, это недопустимо.
Мы считаем, что школьникам обязательно нужно дать право не отвечать на вопросы (но только в крайнем случае, иначе работа всех опять же теряет смысл). Принципиально важно гарантировать неразглашение личных ответов. Надо честно сказать, что результаты

11 будут сообщены всему классу, изложены на психолого-педагогическом консилиуме, но только в обобщенном виде, как информация по классу в целом.
В технической части инструкции должны быть подчеркнуты следующие моменты: каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь с соседом и не размышляя вслух над своими выборами; при заполнении необходимо учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент (для облегчения можно написать на доске или дать ребятам полные списки класса); при ответе настойчиво рекомендуется избегать вариантов типа «всех», «любого», «никого»; желательно во всех вопросах ограничиваться тем числом выборов, которые предложены психологом.
В целом, в устах психолога, постоянно работающего в школе и знакомого ребятам, текст предварительной беседы (она же устная инструкция) может иметь приблизительно следующий вид:
«Мы с вами не раз обсуждали вопросы, касающиеся отношений в вашем классе, пытались разобраться, дружный он или нет, и если нет, то почему. Для того чтобы наша дальнейшая работа была интересной и полезной, мне важно понять, что же из себя представляет ваш класс. Для этого я хочу использовать методику с хитрым названием «социометрия». Она состоит из пяти вопросов. Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса , отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа была не напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним. Конечно, вы можете не отвечать на вопросы, но в этом случае будет трудно дальше работать над формированием в классе доброжелательных, дружеских отношений. И еще. Работу надо обязательно подписать. Когда вы прочитаете вопросы, то поймете, что без подписи она теряет всякий смысл. Конечно, я могу пометить раздаваемые вам листы или провести графологическую экспертизу, но это недостойные методы.
Со своей стороны я гарантирую, что ваши листы с ответами не попадут в руки никому: ни вашим одноклассникам, ни педагогам, ни родителям. Их буду видеть только я. На общем классном собрании, на консилиуме педагогов мы будем обсуждать только общие данные.
Если вам будет интересно мое мнение по поводу ваших личных ответов, приходите ко мне, поговорим в спокойной обстановке.
Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу же отвечайте. Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать в лист соседа по парте неприлично: это же не контрольная по алгебре, а личная точка зрения каждого из вас, которой вы, кстати, не обязаны делиться с одноклассниками.
Итак, подпишите листок и начинайте отвечать. На все про все вам минут десять. Кто справится раньше - отдавайте мне лист и сразу выходите из класса».
Повторимся, так может выглядеть устный текст. Письменная инструкция и бланк для ответов даны в начале статьи.
Гарантии неразглашения, которые психолог дает школьникам, обязательны для исполнения. Хранить первичные социометрические бланки в принципе нецелесообразно, а сводную таблицу и социограммы нужно тщательно оберегать от посторонних глаз. Опыт

12 показывает, что в случае «утечки информации» доверие практически невосстановимо, а последствия для класса в целом и особенно для некоторых детей и подростков могут быть просто катастрофическими. Обязательство в отношении обсуждения на классном собрании результатов также необходимо соблюдать. Конечно, если, ссылаясь на объективные обстоятельства, оттянуть такую встречу на 2-3 месяца, энтузиазм школьников резко уменьшится. Но второй раз приходить в этот класс с подобного рода диагностикой будет уже бесполезно.
По ходу самого опроса нужно следить за тем, чтобы члены группы имели достаточно времени для обдумывания ответов. В это время в комнате нежелательно присутствие учителей или посторонних. При сборе опросных листов еще раз обратите внимание на наличие фамилий.