Бочкин андрей ефимович. Бочкин Андрей Ефимович (1906–1979). О дружбе с книгой и словом

В воскресенье, 30 октября, нам с вами предстоит отметить юбилейную дату уникального человека, с чьим именем неразрывно связаны история становления нашего города и развитие энергетической отрасли не только Красноярского края, но и всей страны в целом. В этот день исполняется 110 лет со дня рождения прославленного гидростроителя, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии Андрея Ефимовича Бочкина. Этого легендарного человека без сомнения можно отнести к тем людям, чьи дела определили не только судьбу нашего времени, но и будущее России на многие годы вперед. Такие люди всегда были надежной опорой державы.
Вряд ли кто будет спорить, что жизнь измеряется не количеством прожитых лет, а ее смыслом. Почему на протяжении многих веков люди очень трепетно относятся к «круглым датам» в собственной жизни? Наверное, потому, что возраст – это победа над бытием. Кажется, совсем недавно мы с размахом отметили 100-летний юбилей Андрея Ефимовича Бочкина. И вот на пороге очередная юбилейная дата. Но и теперь, спустя время, его имя остается на слуху. О нем не забыли. Его помнят коллеги, бывшие соратники и потомки гидростроителей. В центре города установлен мемориальный комплекс, где на высоком постаменте «оглядывает» окрестности Дивногории бронзовый (высотой в два человеческих роста) Бочкин. Его именем названы два учебных учреждения г. Дивногорска (учащиеся Дивногорского гидроэнергетического техникума и гимназии № 10 гордо именуют себя бочкинцами). Это ли не победа над вечностью?
Конечно же, редакция газеты «Огни Енисея» не могла остаться в стороне от знаменательной даты. В канун юбилея великого гидростроителя, при поддержке и помощи ветеранов Красноярскгэсстроя мы решили напомнить нашим читателям, каким же он был – Андрей Ефимович Бочкин.

ОСНОВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ВЕХИ А.Е. БОЧКИНА
30.10.1906 г. – В селе Ивлево Ильгошинской волости Тверского уезда в бедной крестьянской семье Бочкиных родился сын Андрей.
1920 г. – Вступил в ряды РКСМ, организовал в селе Ильгоши комсомольскую ячейку и был избран ее председателем.
1925 г. – Вступление в ряды Всесоюзной коммунистической партии большевиков
1929 г. – Студент-парттысячник
гидротехнического факультета Московского института водного хозяйства. Производственную практику проходил на Днепрогэсе.
1937 – 1940 гг. – Начальник и главный инженер строительства ирригационных систем и плотин Бузулукстрой, затем Кутулукстрой, где впервые в РСФСР создавались оросительные системы.
1940 – 1941 гг. – Начальник Главводхоза Наркомата сельского хозяйства СССР.
1941 – 1945 гг. – Участник Великой Отечественной войны.
1945 – 1949 гг. – Начальник строительства Невинномысского канала и Свистухинской гидростанции Ставропольского края.
1953 – 1959 гг. – Начальник строительства Иркутской ГЭС.
1959 г. 10 декабря – Назначен начальником Управления строительства Красноярскгэсстрой.
1960 г. – Присвоено звание Героя Социалистического Труда.
1973 г. – Присуждена Ленинская премия в области науки и техники за создание Красноярской ГЭС.
1979 г. 16 октября – В Москве умер А.Е. Бочкин. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

О большой, наполненной различными событиями жизни Андрея Ефимовича Бочкина написано немало книг. К сожалению, газетный формат не позволяет в полном объеме рассказать о ней. Тот, кто был знаком с Андреем Ефимовичем близко, знает, насколько крутые порой поджидали его повороты на жизненном пути. Выдержать подобное под силу далеко не всякому. Современники Бочкина называли его между собой Павкой Корчагиным. А сам гидростроитель так выразился о своей судьбе: «…Все, что бы со мной ни случилось в жизни, так выходило, что все на пользу… Теперь, когда я оглядываюсь на пройденный путь, состоящий из множества назначений, при которых не всегда считались с тем, чего хочу я, из множества шишек, полученных мной заслуженно и незаслуженно, мне начинает казаться, что меня варили, закаливали и обкатывали по специальной программе, составленной именно для меня, с заранее поставленной целью: настолько необходимо впоследствии оказалось все, что я пережил…».

ДИВНОГОРСКАЯ СТРАНИЦА

Именно здесь, в Дивногорске, в полной мере проявился выдающийся организаторский талант Бочкина.
Возглавив строительство в критический момент, когда выбор типа плотины московскими специалистами склонялся к арочному «облегченному и ажурному», Андрей Ефимович проявив государственную мудрость и недюжинную волю в отстаивании своей позиции, сумел убедить комиссию строить плотину тяжелую. Монолитно-бетонную – гравитационного типа. А.Е. Бочкин всего себя отдавал работе, выполнению поставленной перед ним партией и правительством задачи – надежно и в срок построить на Енисее самую мощную ГЭС в мире, но при этом был внимателен к нуждам строителей. Все дивногорцы, «и мал и стар», уважительно величали его Дедом. В 1971 году по состоянию здоровья был вынужден уйти на заслуженный отдых, совсем немного не доработав до ввода в эксплуатацию КГЭС. Дивногорский городской Совет депутатов трудящихся 2 июля 1971 года присвоил А.Е. Бочкину звание «Почетный гражданин города Дивногорска», а через несколько дней он уехал в Москву, как оказалось, навсегда… 16 октября 1979 года перестало биться сердце выдающегося гидростроителя.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

За ратные подвиги в годы Великой Отечественной войны награжден:
– орденом Красного Знамени;
– орденом Отечественной войны I степени;
– орденом Отечественной войны II степени;
– медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне»;
– медалью «За оборону Заполярья».
За честный и добросовестный труд А.Е. Бочкин награжден:
– четырьмя (!) орденами Ленина;
– орденом Трудового Красного Знамени;
– множеством медалей;
– удостоен Ленинской премии.

О ДРУЖБЕ С КНИГОЙ И СЛОВОМ

С глубокой юности Андрей Ефимович уважительно относился к печатному слову. Будучи седовласым старцем, он вспоминал как «дни величайшего счастья – читку газет и книг… в старинном парке… с полуголодными друзьями по интернату». Профессия гидростроителя не отдалила его от книги, от прессы. Наоборот, А.Е. Бочкин – тонкий психолог и идеолог, направил мощнейшую силу газетных, журнальных, книжных строк, эфира, фото- и кинокамер на создание коллектива строителей Красноярскгэсстроя, воспитание у строителей чувства собственной ответственности и достоинства за содеянное: всем, всем – читайте, слушайте, смотрите – нам, строителям, под силу побороться с великаном Енисеем, воздвигнуть величайшую в мире ГЭС, дать Родине энергию. Андрей Ефимович никогда не выделял себя лично. В своем лексиконе он чаще всего употреблял объединяющее «Мы». Между книгой и Бочкиным на протяжении всей жизни была тесная взаимосвязь. Он восторгался произведениями поэтов и мог наизусть читать целые поэмы. Он искренне интересовался работой литературного кружка и лично инициировал появление на стройке первых библиотек и книжного магазина.

ЛЮБИМОЕ УВЛЕЧЕНИЕ – ПЕСНЯ!

Андрей Ефимович умел и любил петь задушевные и раздольные русские песни. Может быть, любовь его к ним привила ему мать. Возможно, что это доброе и светлое увлечение зародилось в нем со школьной скамьи.
Несмотря на тяжелые трудовые будни, бессонные ночи, командировки, Андрей Ефимович находил возможность выезжать на отдых со строителями – песни попеть, повеселиться у костра с плещущимся у ног уже покоренным Енисеем.

Подготовила Ольга ГАМАНОВИЧ
(в публикации использованы материалы из книги «Созидатели» (А.В. Гуляев, И.Г. Фёдоров)
Фото предоставлены Дивногорским городским музеем)


Андрей Ефимович Бочкин (30 октября 1906, деревня Иевлево Тверской губернии – 16 октября 1979, Москва) - крупнейший гидростроитель XX века.

Биография

Родился в крестьянской семье. Биография строителя тесно связана с судьбой нашей Родины и типична для крупных руководителей Советского государства. В 1920 он вступил в комсомол, а в 1925 – в партию большевиков. В те же годы Бочкин учился в педтехникуме с. Прудово Тверского уезда, работал инструктором Тверского укома комсомола, заместителем редактора газеты «Тверская деревня». В 1927-1930-х занимает партийные должности в Вышний Волочек и Алейске Западно-Сибирского края.

Основное специальное образование получил в Московском институте водного хозяйства и мелиорации (1937). С 4-го курса института коммунист А.Е. Бочкин был мобилизован ЦК ВКП/б/ на работу в политотдел МТС с. Ромашкина (Ромашкино Андреевского (ныне Курманаевского) района Средне-Волжского края, где он много сделал для развития края, где произошло становление его как личности. Андрей Ефимович вспоминал:

«Бывало, приходилось садиться и на трактор, пахать, сеять . Не рассказать обо всем, что входило в нашу работу. Скажу только одно: через два года люди ели не затируху, а хлеб... И этот политотдельский опыт послужил фундаментом для будущей моей работы - уже в качестве секретаря райкома партии, затем старшего прораба строительства Бузулукской оросительной системы, которая была первой ирригационной системой в России, состоявшей из каналов и двух земляных плотин на реках Лабазы и Домашка».

В 1937 по личному заявлению Андрей Ефимович направляется на руководящую работу в гидростроительные организации Оренбургской и Куйбышевской областей.

Бочкин строил Кутулукскую оросительную систему, вторую в России. Андрей Ефимович всегда вспоминал об этой стройке. Здесь была построена большая плотина, канал, множество сооружений. Все было многократно просчитано и испробовано. Но действительность зачастую опровергает любые расчеты. Так случилось и в этот раз. Весной, когда пускали канал, несколько дней шел дождь, и водохранилище переполнилось водой. Это было 16 апреля 1939 года. Вода поднялась до критической величины. С места сдвинулись бетонные плиты, обнажился грунт. Это была катастрофа. Но люди не сдались и победили. Сам Бочкин вспоминал этот эпизод так.

«Я едва удерживался на ногах над беснующимся потоком, стоял на смотровом канатном мостке, перекинутом с берега на берег. Мосток швыряло из стороны в сторону, и меня окатывало потоками обжигающей ледяной воды... Мы совладали с этим беснующимся потоком, и я понял, что вода так коварна, так несжимаема и неуступчива, что от нее всего можно ждать. Сжимают железо, сталь и чугун, только ее, податливую и мягкую, нельзя ни потеснить, ни загнать в меньший объем. А еще говорят: тише воды, ниже травы. Нет поговорки нелепее»,

вспоминал Бочкин события 1939 года.

Судьба не была благосклонна к Андрею Ефимовичу, давала ему жестокие испытания и много раз. Погиб в ледяном потоке его любимый маленький сын Володя. Много было сложных и драматичных моментов, но Андрей Ефимович стойко переносил неудачи.

После Кутулука Бочкина переводят в Москву начальником Главводхоза. Это главк на уровне министерства. Бочкину было 33 года.

С началом Отечественной войны А.Е. Бочкин, как и многие его сверстники, добровольно ушёл в Красную армию. Пройдя курс Военно-инженерной академии в Фрунзе, воевал на инженерных должностях на Карельском, 2-м Белорусском, 2-м Украинском фронтах, участвовал в боях, десантно-морских операциях по освобождению Мурманска, Данцига, Штетина, острова Боргольм. И всегда Бочкин был верен себе. Так, на Карельском фронте он устроил макет обоза на дороге, который постоянно расстреливали немецкие "фокке-вульфы". В очередной налет немецкие "ассы" атаковали макет и на этом попались. Самолет был сбит, немцы обескуражены. Бочкин за это получил орден. Или сделать на переднем крае гидроэлектростанцию. Это тоже его работа. Немцы так и не поняли, откуда у русских электричество. А тоннель, который решил прокопать Бочкин до вражеских позиций. Это 180 метров. Тоннель прокопали прямо в центр немецкой обороны и взорвали там взрывчатку. После этого рубеж был взят практически без сопротивления. Орден Боевого Красного Знамени получил Бочкин за этот тоннель.

В годы войны в штабе Бочкину не сиделось. Ему предложили принять участие в боевой операции в качестве командира десантного инженерно-разведывательного отряда. Было это в Баренцевом море. Отряд высадился на вражеском берегу, произвел разведку боем и провел разведку инженерных береговых укреплений. На обратном пути шлюпку, в которой был Бочкин, разбило о риф. Комиссар, бывший с ним в лодке, погиб, а он оказался на этом рифе, едва поднимавшемся над водой. Бочкин вспоминал:

"Я торчал на рифе в одной гимнастерке, штаны разорвались о выступы камня. Я был совершенно мокрый, все во мне дрожало от холода и от поднимающегося во мне жара. Рот, кожа, глаза -- все постепенно становилось одной раной. Мне нечего было ждать, от меня только зависело прекратить эту пытку. Я дождался большой волны и, широко открыв рот, шел ей навстречу. Но лишь я начинал захлебываться, лишь только волна поглощала меня, что-то кричало во мне: "Нет!" И я возвращался к рифу, крошечному островку, который теперь остался мне от целого мира.

А так хотелось хотя бы раз глотнуть несоленой воды. Есть уже не хотелось. Меня ломало, трясло, не было во мне ни одной клеточки, которая бы не болела. Я опять открывал рот и шел навстречу волне, и снова в последний момент что-то говорило во мне: "Нет!" И выталкивало меня на поверхность.

Не знаю, сколько раз так повторялось. Потом я совсем потерял сознание, и, быть может, уже в забытьи пытался покончить эти мучения и все же не мог их кончить. Не мог!

В нагрудном кармане у меня были зарисовки береговых укреплений, завернутые в клеенку. Ради этого я и оказался у чужих берегов. Я обязан был передать эти бумаги тому, кто меня послал, иначе наша разведка, стоившая многих жизней, теряла смысл.

Как я позже узнал, это продолжалось пятьдесят четыре часа, а каждый час на этом проклятом острове был как вечность".

Бочкина заметил наш катер, который разыскивал не вернувшихся участников морского десанта. Его почти бездыханное тело вывезли к своим, и врачи сумели его спасти.

В книге С. Деменчука "Главный гидростроитель" рассказывается о том, как Бочкин умудрился впервые в практике войн построить... фронтовой гидроузел на болотах для проводки электричества в блиндажи и окопы! С деревянной турбиной, с щитовым водоприемником. Прифронтовая ГЭС, о которой стало известно немцам, была при этом так замаскирована, что все попытки обнаружить ее с помощью авиации не удались.

Был награждён орденами Отечественной войны I и II степени, Боевого Красного Знамени, медалями «За освобождение Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

По окончании войны в качестве профессионального гидростроителя был приглашен на должность начальника Главводхоза Наркомата сельского хозяйства СССР, возглавлял строительство Невинномысского канала и Свистухинской ГЭС, а также «Ставропольстрой». В тяжелейшие послевоенные годы при почти полном отсутствии средств и материалов строительство важнейших объектов всё же было завершено: в июне 1948 введены в строй Невинномысский канал и Свистухинская ГЭС, давшая электричество городу Ставрополю и окрестным районам. Надёжность этих объектов проверена временем. За Невиномысский канал страна наградила его орденом Ленина.

После завершения строительства Бочкин назначен начальником Управления водного хозяйства Министерства сельского хозяйства СССР, а с 1950 по 1953 – руководителем строительства Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов. Второго ордена Ленина он удостоен за Украинский и Северокрымский каналы.

С конца 1950-х он был поставлен во главе знаменитого управления «Ангарагэсстрой». На строительстве Андрей Ефимович сумел создать дружный, работоспособный коллектив и за короткий срок вывел стройку в число передовых.

Эта стройка была девятой большой стройкой в его биографии, за которую он получил Звезду Героя Социалистического Труда. Завершением его гидростроительной деятельности стала Красноярская ГЭС.

Как же мог А.Е. Бочкин справляться с работой столь гигантских масштабов. Такая стройка, как Красноярская ГЭС, на которую, как вспоминал он сам, работало 1500 заводов, была сродни по масштабам производству ядерного оружия И.В. Курчатовым или ракетных комплексов С.В. Королевым.

Руководитель таких строек-гигантов должен быть несомненно выдающимся специалистом, блестящим организатором производства, обладать громадным опытом работы, быть смелым, уметь разумно рисковать. Все это несомненно было. Но были и другие черты, которые все так ценили.

Это его отношение к людям. Отношение сердечное, уважительное, постоянное стремление помочь человеку. И люди ему отвечали своим вдохновенным трудом, преданным отношением к делу. Это особенно видно в его воспоминаниях, которые он назвал "Рассказ гидростроителя. С водой, как с огнем". "Когда вспоминаешь то, что пройдено, - пишет Е.А. Бочкин, - видишь перед собой лица товарищей, тех, кому ты обязан всем. Это люди, с кем вместе трудился и воевал бок о бок, когда была пора воевать. И о них, а вовсе не о себе хочется говорить. Все, что произошло в моей жизни, определено ими, все, что совершено, совершено благодаря им". Вот такие слова, и точно знаю, что эти слова - не красивая поза, а позиция.

На строительстве Иркутской ГЭС один из механизаторов подал хорошую идею, как получать со дна реки гравийно-песчаную смесь. Бочкин идею принял, а инициатора назначил главным механиком. Позже рекомендовал его начальником строительства Вилюйской ГЭС. Им были построены ГЭС и город Мирный с алмазными копями. Затем этот человек возглавил КамАЗ. Имя его – Евгений Батенчук. А все началось с Бочкина, его умения видеть людей.

На Саяно-Шушенскую он прибыл уже в качестве почетного гостя и… почетного члена бригады, которой было присвоено его имя. В 1971 Андрей Ефимович избран членом Технического совета Министерства энергетики и электрификации СССР.

Заслуженный строитель РСФСР, лауреат Ленинской премии А.Е. Бочкин был награждён тремя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. О нём слагались стихи и песни, снимались кинофильмы, в 1977 был утвержден приз имени Бочкина, присуждавшийся лучшему комсомольско-молодежному коллективу объединения «Тверьмелиорация».

Умер в 1979, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Его именем названа одна из улиц в районе гидроэлектростанции, на доме № 1 которой установлена информационная доска. Его имя занесено на мемориальную доску особо отличившихся работников строительства.

Сочинения

  1. С водой как с огнем (Рассказ гидростроителя). - М., 1978.

Литература

  1. Покачалова М.Д. Андрей Ефимович Бочкин // Газета Сибирский энергетик. 2006. 19 окт. (№ 19). С. 4.
  2. Гончаров В. Начальник стройки (воспоминания очевидца)
  3. Гончаров В. Его звали просто дед // Красноярский рабочий. - 2001. - 2 ноября.
  4. Иванов Л.Б. Советские инженеры. - М., 1985.

Б очкин Андрей Ефимович – начальник управления «АнгараГЭСстрой» по строительству Иркутской ГЭС.

Родился 30 октября 1906 года в деревне Иевлево Ильгощинской волости Бежецкого уезда, ныне Рамешковского района Тверской области, в крестьянской семье, был одиннадцатым, последним ребёнком. Русский.

В 1917 году окончил четырёхлетнюю церковно-приходскую школу 1-й ступени в селе Ильгощи, далее учился в школе 2-й ступени в селах Ильгощи, Киверичи, Михайлово-Прудовое. Член ВЛКСМ с 1920 года, член ВКП(б) с 1925 года. В 1921 году был участником подавления Кронштадтского мятежа.

Учился в педтехникуме в селе Прудово Тверского уезда, Тверском учительском институте. Работал инструктором Тверского укома комсомола, председателем потребкооперации, в редакции газеты «Тверская правда», заместителем редактора газеты «Тверская деревня», в агропромышленном отделе Тверского горкома ВКП(б), с агитповозками объездил всю Тверскую губернию. В 1927-1928 годах работал секретарём парткома текстильной фабрики в городе Вышний Волочек. С началом коллективизации на селе (1928-1929, 1934-1935) по партийному призыву участвовал в создании первых колхозов в Алейском уезде Западно-Сибирского края.

С 1929 года обучался в Московском институте водного хозяйства и мелиорации на гидротехническом факультете. В 1933 году - проходил учебную производственную практику на ДнепроГЭСе.

С 1936 году направлен на строительство никелевого комбината в город Орск Оренбургской области, где был секретарём парткома Никельстроя, а затем старшим прорабом строительства железной дороги Никель - Аккермановка.

1937-40 годы - начальник и главный инженер строительства Бузулукской ирригационной системы (Домашкинская и Лабазинская плотины) и Кутулукской плотины в Оренбургской области.

1940-41 годы - начальник Главводхоза Наркомата сельского хозяйства СССР (курировал строительство Ферганского и Невинномысского каналов, Уч-Курганского водохранилища).

1941-42 годы - слушатель Военно-инженерной академии имени В.В.Куйбышева.

С марта 1942 года и до конца Великой Отечественной войны воевал на Карельском и 2-м Белорусском фронтах: бригадный инженер 85-й бригады морской пехоты, дивизионный инженер 205-й стрелковой дивизии 26-й армии; корпусной инженер 132-го стрелкового корпуса 19-й армии. Был ранен, контужен. В 1942 году за 8 км от передовой для нужд армии построил свою первую миниГЭС. Участвовал в оборонительных боях в Карелии в районе посёлка Лоухи, в Петсамо-Киркенесской, Восточно-Померанской, Берлинской операциях, в том числе в боях за города Киркенес, Данциг (Гданьск), Штеттин (Щецин), остров Борнхольм, освобождал территории Польши, Германии, Дании. Войну закончил подполковником.

1945-49 годы - начальник строительства Невинномысского канала и Свистухинской ГЭС в Ставропольском крае. 1950-53 годы - начальник Главного управления строительства Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов.

1953-1959 годы - начальник «АнгараГЭСстроя» по строительству Иркутской ГЭС. Эта ГЭС на Ангаре была первенцем сибирской гидроэнергетики, её строительство стало стартовой площадкой для разработки новых технологий и школой подготовки кадров для гидростроек сибирского Севера. В 1959 году Иркутская ГЭС была успешно сдана в эксплуатацию.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1960 года за внедрение новых прогрессивных методов труда и достигнутые успехи при сооружении Иркутской ГЭС Бочкину Андрею Ефимовичу присвоено звание Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С декабря 1959 по 1971 годы - начальник Управления строительства «КрасноярскГЭСстрой». С началом управления строительством А.Е.Бочкиным принят ряд кардинальных для КрасноярскГЭС решений: отказ от облегченного, арочного типа построения плотины и принятие тяжелого, гравитационно-монолитного типа; отказ от «непрерывного» метода укладки бетона в тело плотины и возведение классическим безэстакадным методом, что обеспечило надежность сооружений; изменение генерального плана строительства города Дивногорск; перекрытие Енисея в зимних условиях, во время минимального водного потока: 25 марта 1963 года - впервые в зимних условиях, за 6,5 часа перекрыта самая полноводная река России - Енисей. В период максимума работы количество человек на строительстве Красноярской ГЭС вместе с субподрядными организациями составляло более 21000 человек.

С В 1971 года - член Технического совета Министерства энергетики и электрификации СССР, консультировал проектные работы и начальный этап строительства Саяно-Шушенской ГЭС.

Всего за свою жизнь А.Е.Бочкин строил 10 гидросооружений: ДнепроГЭС, Домашкинская плотина, Лабазинская плотина, Кутулукская плотина, Невинномысский канал и Свистухинская ГЭС, Южно-Украинский канал, Северо-Крымский канал, Иркутская ГЭС, Красноярская ГЭС, консультировал - Саяно-Шушенская ГЭС.

А.Е.Бочкин избирался делегатом XIX и XXII съездов КПСС, был депутатом Верховных Советов РСФСР и Украинской ССР.

В последние годы жизни жил в Москве. Умер 16 октября 1979 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

13 июля 1971 года А.Е.Бочкину присвоено звание «Почётный гражданин города Дивногорска». 26 мая 1975 года приказом по Управлению основных сооружений строительства Саяно-Шушенской ГЭС А.Е.Бочкин зачислен почетным плотником-бетонщиком в комсомольско-молодежную бригаду С.Коленкова (по 1986 год). Заработная плата почётного члена бригады перечислялась на счёт Табатского детского дома Бейского района, Хакасия. В 1977 году был утверждён приз имени Бочкина, присуждавшийся лучшему комсомольско-молодежному коллективу объединения «Тверьмелиорация». В 1980 году в городе Дивногорск Центральная улица переименована в улицу имени А.Е.Бочкина (в 1987 году на доме № 24 по этой улице установлена мемориальная доска). В 1996 году в городе Иркутск улица Огни Коммунизма переименована в улицу Бочкина. В 2006 году в Дивногорске ПТУ № 42 по инициативе коллектива присвоено имя гидростроителя А.Е.Бочкина, в честь его 100-летия со дня рождения. 2 февраля 2008 года в Дивногорске открыт бронзовый памятник А.Е.Бочкину.

Заслуженный строитель РСФСР (1966). Почётный энергетик СССР (1976 г). Лауреат Ленинской премии в области науки и техники (1973).

Награждён 4 орденами Ленина (07.02.1949; 09.08.1958; 11.01.1960; 01.06.1973), орденами Красного Знамени (15.10.1944), Трудового Красного Знамени (17.09.1966), Отечественной войны 1-й (16.07.1944) и 2-й (31.03.1945) степеней, медалями, в том числе «За оборону Советского Заполярья».

Сочинения:
Бочкин А. Е. С водой, как с огнем: (рассказ гидростроителя) - М.: Советская Россия, 1978.
Бочкин А. Е., Григорьев Ю. А., Долгинин Е. А. Бетонные работы на строительстве Красноярской ГЭС имени 50-летия СССР. - М.: Стройиздат, 1977.
Бочкин А. Е., Долгинин Е. А., Лискун Е. Е. Организация строительства и технико-экономические показатели Красноярской ГЭС // Гидротехническое строительство, 1972, № 9.
Бочкин А. Е. У истоков великой стройки (записки строителя) - Симферополь: Крымиздат, 1951.

Родился Андрей Бочкин 30 октября 1906 года в маленькой тверской деревне Иевлево в бедной крестьянской семье, был 11 ребёнком в семье. Отец погиб рано. Но мать была доброй, и, по словам Бочкина, в этом заключалось то единственное воспитание, которое она могла ему дать. Он жил на печке, делил её с тараканами, и не помнил случая, чтобы его дома ударили.

Окончив в 1917 году церковно-приходскую школу, продолжил образование в школе 2-й ступени в селе Ильгоши.

После окончания школы он поступил в Тверской учительский институт, где долго учиться ему не пришлось: вскоре он был отозван губкомом комсомола на политпросветработу и в качестве инструктора уездного комитета комсомола стал заведовать школой политпросвещения, создавал учебные пункты в селах и волостях, выступал с лекциями и докладами, устраивал громкие читки среди крестьян Игошинской волости.

В 1924 году женился на молоденькой учительнице Варваре Федоровне, с которой прожил более пятидесяти лет (до ее кончины в 1975 году).

В условиях новой экономической политики А.Е.Бочкин в Горицком уезде Тверской губернии создавал кооперативы, затем разъезжал с агитационной повозкой «Тверская правда» по всему краю, благодаря его смекалке в волостях и уездах крестьяне губернии впервые услышали радиопередачи из Москвы.

Несмотря на активную организационно-политическую деятельность по укреплению Советской власти в тверском крае, тяга к учёбе у А.Е.Бочкина не ослабевала, и вот, наконец, он поступил в Московский институт водного хозяйства и мелиорации: это было время индустриализации, период грандиозных планов электрификации страны. Три с половиной года познавал секреты гидроэнергетики А.Е.Бочкин у видных профессоров крупнейшего вуза страны.

С 4-го курса института коммунист А.Е.Бочкин был мобилизован ЦК ВКП/б/ на работу в политотдел МТС села Ромашкино Андреевского (ныне Курманаевского) района Средне-Волжского края (Оренбургская область), где он много сделал для развития края, где произошло становление его как личности.

Памятный 1937 год Бочкин встретил на посту секретаря парткома Никельстроя в городе Орск, и это была его последняя партийная должность. В дальнейшем он работал только в производственной сфере.

С 1937 года работал старшим прорабом строительства Бузулукской оросительной системы, которая была первой ирригационной системой в России, состоявшей из каналов и двух земляных плотин на реках Лабазы и Домашка.

Его знания, полученные в Водном институте, на строительстве Бузулукской водной системы, где он стал начальником строительства, помогли ему написать дипломную работу и всё-таки получить законченное высшее образование.

В 1938 году А.Е.Бочкин был направлен на строительство Кутулукской оросительной системы в Богатовском районе. Это была вторая оросительная система в России, которая сыграла большую роль в освоении земель засушливого Заволжья. Здесь была построена большая плотина, канал, множество сооружений. Все было многократно просчитано и испробовано. Но действительность зачастую опровергает любые расчёты. Весной, когда пускали канал, несколько дней шёл дождь, и водохранилище переполнилось водой. 16 апреля 1939 года поднялась до критической величины. С места сдвинулись бетонные плиты, обнажился грунт. Это была катастрофа. Погиб в ледяном потоке его любимый маленький сын Володя. Сам Бочкин, стоя по пояс в ледяной воде, руководил ликвидацией бедствия. И люди не сдались и победили.

После сдачи в эксплуатацию Кутулукской оросительной системы весной 1939 года А.Е.Бочкин был снова отозван в Москву и назначен начальником Главводхоза Наркомата сельского хозяйства СССР. Это был главк на уровне министерства.

Великая Отечественная война застала А. Е. Бочкина в Литве, где он находился в командировке, вернулся в Москву и попросился на фронт, но был направлен в Военно-инженерную академию им. В.В.Куйбышева и в марте 1942 года, получив звание военного инженера, прибыл на Карельский фронт. Он был назначен начальником инженерной службы 85-й морской стрелковой бригады 26-й Армии.

Как военный инженер, специалист по гидроэнергетике, А.Е.Бочкин учил своих подчиненных рыть окопы и строить блиндажи с учётом особенностей местности, преодолевать водные преграды, рыть каналы в системе бесчисленных карельских озер, воздвигал оборонительные сооружения.

В феврале 1943 года майор Бочкин был переведён в 186-ю стрелковую дивизию, а в июле 1943 года в 205-ю стрелковую дивизию 26-й армии на должность дивизионного инженера. Дивизия держала оборону в Карельских болотах, между Кестеньгой и станцией Лоухи. Немецкие дивизии СС «Эдельвейс» и «Мёртвая голова» захватили опорные высоты, а 205-я зарылась перед ними – и ни шагу назад. Здесь майор Бочкин устроил макет обоза на дороге, который постоянно расстреливали немецкие "фокке-вульфы". В очередной налёт немецкие "асы" атаковали макет и на этом попались. Самолёт был сбит, немцы обескуражены. Бочкин за это получил орден Отечественной войны 1-й степени. Здесь же построил он свою первую Прифронтовую ГЭС: крохотную, с одной деревянной турбиной, используя 7-метровую разность уровней двух маленьких озёр. Но ток получили настоящий. «…И в проволочные заграждения его давали, и всё что хотели, осветили, даже подземный солдатский клуб – мы его в пять накатов построили и новый 1943 год в нём встретили…». Немцы так и не поняли, откуда у русских электричество.

В январе 1944 года Бочкину присвоено очередное воинское звание – подполковник, а вскоре, за удачное проведение 180-метрового подкопа под горой Гангашвара, который позволил одним взрывом уничтожить всю линию обороны противника, Бочкин награждён орденом Красного Знамени.

В октябре 1944 года в ходе Петсамо-Киркенесской операции Бочкин участвовал в боевой операции в качестве командира десантного инженерно-разведывательного отряда. Было это в Баренцевом море. Отряд высадился на вражеском берегу, произвел разведку боем и провёл разведку инженерных береговых укреплений. На обратном пути шлюпку, в которой был Бочкин, разбило о риф. Комиссар, бывший с ним в лодке, погиб, а он оказался на этом рифе, едва поднимавшемся над водой. Бочкина заметил наш катер, который разыскивал не вернувшихся участников морского десанта. Его почти бездыханное тело вывезли к своим, и врачи сумели его спасти.

В ноябре 1944 года подполковника Бочкина, в должности корпусного инженера перевели в 132-й стрелковый корпус 19-й армии на 2-й Белорусский фронт. В составе корпуса он принимал участие в Померанском наступлении в феврале 1945 года, во взятии города Гдыни, форсировании Одера. А 7 марта 1945 года при форсировании реки Грабов в районе Сегетина организовал восстановление моста под огнём противника, за что был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.

Закончил войну А.Е.Бочкин летом 1945 года в Дании, на небольшом острове Борнхольм, где под его командованием было обезврежено кольцо из немецких подводных мин. Демобилизован 29 августа 1945 года. Награждён также медалью «За победу над Германией».

По окончании войны в качестве профессионального гидростроителя А.Е.Бочкин был приглашён на должность начальника Главводхоза Наркомата сельского хозяйства СССР, возглавлял строительство Невинномысского канала и Свистухинской ГЭС, а также «Ставропольстрой» - одного из важных звеньев известной сталинской Программы преобразования природы.. В тяжелейшие послевоенные годы при почти полном отсутствии средств и материалов строительство важнейших объектов всё же было завершено: в июне 1948 года введены в строй Невинномысский канал и Свистухинская ГЭС, давшая электричество городу Ставрополю и окрестным районам. Надёжность этих объектов проверена временем. За Невиномысский канал Бочкин был награждён орденом Ленина.

После завершения строительства Бочкин был назначен начальником Управления водного хозяйства Министерства сельского хозяйства СССР, а с 1950 по 1953 – руководителем строительства Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов. Второго ордена Ленина он удостоен за Украинский и Северо-Крымский каналы.

К этому времени А.Е.Бочкина уже хорошо знали в ЦК КПСС и Правительстве как талантливого организатора, которому можно доверить любое сложное и ответственное дело. Поэтому, когда встал вопрос о форсировании строительства Иркутской ГЭС, сделать это поручили ему.

Иркутская гидроэлектростанция вследствие чрезвычайно благоприятных природных условий должна была стать самой экономичной ГЭС Советского Союза. Но значение её сооружения не исчерпывалось только её исключительными технико-экономическими показателями. Это должна была быть первая гидроэлектростанция в СССР, построенная в условиях сурового климата Восточной Сибири. Стройка фактически должна была стать лабораторией новых технологий и методов работ. От её успешного завершения в значительной степени зависели темпы гидроэнергетического освоения сибирского Севера.

Для А.Е.Бочкина эта стройка стала «большой наукой», именно здесь он окончательно сформировался как крупный руководитель производства, опытный гидростроитель, знающий и чувствующий как бы изнутри все тонкости и сложности своей профессии, постоянно связанной с изменчивой и непредсказуемой природой. Здесь под его руководством были разработаны и прошли производственную апробацию многие новые технологии гидротехнических работ, ставшие впоследствии хрестоматией гидротехнического строительства. Именно полученный на Иркутской ГЭС опыт строительства в суровых климатических условиях открыл путь для продвижения гидроэнергетики на Крайний Север и Северо-Восток СССР. Вслед за Иркутской были построены Мамаканская ГЭС на севере Иркутской области, Усть-Хантайская ГЭС на севере Красноярского края, Вилюйская и Колымская гидроэлектростанции в Якутии, и это положило начало освоению несметных природных богатств «главной кладовой» нашей страны.

В 1959 году все работы на Иркутской ГЭС были полностью завершены, и она была сдана в промышленную эксплуатацию. На строительстве Иркутской ГЭС Бочкин сумел создать дружный, работоспособный коллектив и за короткий срок вывел стройку в число передовых. Эта стройка была девятой большой стройкой в его биографии, за которую он получил Звезду Героя Социалистического Труда.

Назначение А.Е. Бочкина начальником строительства Красноярской ГЭС на Енисее, которая должна была стать в то время самой мощной ГЭС на планете и по своему техническому уровню являть как бы лицо нашей страны, было, безусловно, проявлением доверия к нему со стороны партии и государства. Это доверие А.Е.Бочкин оправдал.

Приняв стройку, находившуюся фактически на грани консервации, он за короткое время вывел её в число передовых: о возведении энергетического гиганта на Енисее вскоре заговорила вся страна.

В напряжённом творческом труде сформировался крепкий коллектив - сплав молодости и опыта, а А.Е.Бочкин стал не просто его начальником, а признанным лидером, которому люди верили, на которого равнялись, за которым шли, как в бой. Его, «бочкинский», стиль руководства выгодно отличался от других. Он был непримиримым противником формализма, казёнщины и всякого рода показухи. Свою ответственность за порученное дело он понимал широко, по-государственному, и для него не существовало никаких ведомственных барьеров. В сфере его ответственности в равной мере были и ход строительных работ, и работа субподрядных организаций, и качество проекта, и состояние сметы, и даже то, как грамотно организована эксплуатация ГЭС в первые годы после ввода агрегатов. Своей личностью он объединял на стройке всех, все должны были работать с ним в единой упряжке, в которой коренным был он - начальник строительства.

Через всю деятельность А.Е.Бочкина на посту начальника строительства красной нитью проходила забота о том, чтобы построенное им сооружение было максимально надёжным и эффективным в эксплуатации. Все остальное: установленные сроки ввода, экономические показатели стройки были, конечно, очень важны, но отступали перед надёжностью и качеством построенного сооружения. На строительстве Красноярской ГЭС ему пришлось выдержать длительную и напряженную борьбу с теми, кто на волне конъюнктурных соображений пытался необоснованно «рационализировать» проект плотины, чтобы сделать его более «проходимым» в директивных органах страны. То, что сегодня Красноярская ГЭС является одной из самых надёжных из построенных в СССР сооружений подобного класса, в большой мере является личной заслугой А.Е.Бочкина.

Строительство Красноярской ГЭС было завершено в установленные сроки. Строители выполнили взятые обязательства по вводу двух первых агрегатов к 50-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, точно по графику ввели остальные 10 агрегатов и сдали Государственной комиссии полностью готовую гидроэлектростанцию с оценкой «отлично» летом 1972 года. Все 12 гидроагрегатов Красноярской ГЭС общей мощностью 6 миллионов киловатт были введены в эксплуатацию. Сегодня Красноярская ГЭС с ее 120-и метровой высоты плотиной является одним из самых надёжных и экономичных сооружений подобного типа, стержнем всей энергосистемы Сибири.

А.Е.Бочкиным воспитаны сотни и тысячи специалистов гидростроителей, которые внесли большой вклад в развитие энергетики не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Фактически под его руководством была создана целая гидростроительная школа, которую с полным основанием можно было бы назвать «бочкинской». Вклад А.Е.Бочкина высоко оценен: ему была присуждена Ленинская премия.

А.Е.Бочкин большое внимание уделял дальнейшему использованию потенциала реки Енисей. Под его руководством было начато возведение еще более крупной - Саяно-Шушенской гидроэлектростанции мощностью 6,4 миллиона киловатт и с плотиной высотой 240 метров. К сожалению, из-за болезни ему самому не удалось довести до конца этот грандиозный проект. Впоследствии в конце 70-х годов Саяно-Шушенскую ГЭС А.Е.Бочкин посетил уже в качестве почётного гостя и… почётного члена бригады, которой было присвоено его имя. Однако сегодня Саяно-Шушенская ГЭС успешно работает на благо России.

В 1971 А.Е.Бочкин избран членом Технического совета Министерства энергетики и электрификации СССР. В 1978 году опубликована книга А.Е. Бочкина «С водой как с огнем» – рассказ гидростроителя о строительстве Иркутской и Красноярской ГЭС.

Имя Андрея Ефимовича Бочкина стало легендарным и не сходило со страниц газет и журналов, радио и экранов телевидения. О нем писали книги и снимали кинофильмы. Известный поэт А.Т.Твардовский, восхищенный подвигом людей, перекрывших Ангару, в поэме «За далью - даль» посвятил ему проникновенные строки. А.Е.Бочкин стал прототипом главного героя романа Ф.Н.Таурина «На Ангаре». Ему посвятил книгу «Десятое море Бочкина» известный писатель и его друг Б.Н.Полевой, который сказал: «Человечище! Такими вот красна и богата наша земля!».

Андрей Ефимович Бочкин (30 октября 1906, д. Иевлево, Тверская губерния - 16 октября 1979, Москва) - гидростроитель. Герой Социалистического труда (1960), Заслуженный строитель РСФСР (1966), Лауреат Ленинской премии (1973), Почётный энергетик СССР (1976). Член ВКП(б) с 1925 года.

Биография

Родился в крестьянской семье, был одиннадцатым, последним ребёнком.

Образование

1917 г. - окончил четырёхлетнюю церковно-приходскую школу в с. Ильгощи І супени.

1923 г. - учёба в школе II ступени с. Ильгощи, далее - в Киверичах, Михайлово-Прудовом.

С 1929 г. обучался в Московском институте водного хозяйства и мелиорации на гидротехническом факультете. В 1933 г. - проходил учебную производственную практику на ДнепроГЭСе.

1941-1942 гг. - слушатель Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева.

Трудовая деятельность (предвоенная)

Андрей Бочкин с 17 лет ведёт активную пропагандистскую работу на селе. Работает в укоме комсомола в Твери, в редакции газет «Тверская правда» и «Тверская деревня», в агропромышленном отделе Тверского горкома ВКП(б), с агитповозками объезжает всю Тверскую губернию. Затем, в 1927-1928 годах работает секретарём парткома текстильной фабрики в В. Волочке. С началом коллективизации на селе А. Е. Бочкин по партийному призыву участвует в создании первых колхозов в Западной Сибири (1928-1929, 1934-1935). С 1936 г. по личной просьбе переведён на строительство никелевого комбината г. Орска Оренбургской области, где был секретарём парткома Никельстроя, а затем старшим прорабом строительства железной дороги Никель - Аккермановка.

1937-1940 гг. - начальник и главный инженер строительства Бузулукской ирригационной системы (Домашкинская и Лабазинская плотины) и Кутулукской плотины в Оренбургской области.

1940-1941 гг. - начальник Главводхоза Наркомата сельского хозяйства СССР (курировал строительство Ферганского и Невинномысского каналов, Уч-Курганского водохранилища).

Великая Отечественная Война

Март 1942-1945 гг. - майор инженерных войск, Карельский и 2-й Белорусский фронты: бригадный инженер 85 бригады морской пехоты 215 стрелковой дивизии; корпусный инженер 312 стрелкового корпуса. Был ранен, контужен. В 1942 году за 8 км от передовой для нужд армии построил свою 1-ю, миниГЭС. Участвовал в боях за освобождение Польши, Дании, Германии. Войну закончил подполковником.

Трудовая деятельность (послевоенная)

Бюст А. Е. Бочкина в музее строительства Красноярской ГЭС (Дивногорск)

1945-1949 гг. - начальник строительства Невинномысского канала и Свистухинской ГЭС в Ставропольском крае.

1950-1953 гг. - начальник Главного управления строительства Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов.

1953-1959 гг. - начальник «АнгараГЭСстроя» по строительству Иркутской ГЭС.

С началом управления строительством Андреем Ефимовичем принят ряд кардинальных для КрасноярскГЭС решений:

  1. отказ от облегченного, арочного типа построения плотины и принятие тяжелого, гравитационно- монолитного типа;
  2. отказ от «непрерывного» метода укладки бетона в тело плотины и возведение классическим безэстакадным методом, что обеспечило надежность сооружений;
  3. изменение генерального плана строительства г. Дивногорска;
  4. перекрытие Енисея в зимних условиях, во время минимального водного потока:

1963 г., 25 марта - впервые в зимних условиях, за 6,5 часа перекрыта самая полноводная река России - Енисей.

В период максимума работы количество человек на строительстве Красноярской ГЭС вместе с субподрядными организациями составляло более 21000 человек.

1971 г. - освобожден от обязанностей начальника КрасноярскГЭСстроя.

1979 г., 16 октября Андрей Ефимович Бочкин умер в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Андрей Ефимович Бочкин (30 октября 1906, д. Иевлево , Тверская губерния - 16 октября 1979, Москва) - гидростроитель. Герой Социалистического труда (1960), Заслуженный строитель РСФСР (1966), Лауреат Ленинской премии (1973), Почётный энергетик СССР (1976). Член ВКП(б) с 1925 года.

Биография

Родился в крестьянской семье, был одиннадцатым, последним ребёнком.

Образование

1917 г. - окончил четырёхлетнюю церковно-приходскую школу в с. Ильгощи І супени.

1923 г. - учёба в школе II ступени с. Ильгощи, далее - в Киверичах , Михайлово-Прудовом.

Трудовая деятельность (предвоенная)

Андрей Бочкин с 17 лет ведет активную пропагандистскую работу на селе. Работает в укоме комсомола в Твери , в редакции газет «Тверская правда» и «Тверская деревня» , в агропромышленном отделе Тверского горкома ВКП(б), с агитповозками объезжает всю Тверскую губернию. Затем, в 1927-1928 годах работает секретарем парткома текстильной фабрики в В. Волочке. С началом коллективизации на селе А. Е. Бочкин по партийному призыву участвует в создании первых колхозов в Западной Сибири (1928-1929, 1934-1935). С 1936 г. по личной просьбе переведен на строительство никелевого комбината г. Орска Оренбургской области, где был секретарем парткома Никельстроя, а затем старшим прорабом строительства железной дороги Никель - Аккермановка.

1937-1940 гг. - начальник и главный инженер строительства Бузулукской ирригационной системы (Домашкинская и Лабазинская плотины) и Кутулукской плотины в Оренбургской области.

1940-1941 гг. - начальник Главводхоза Наркомата сельского хозяйства СССР (курировал строительство Ферганского и Невинномысского каналов, Уч-Курганского водохранилища).

Великая Отечественная Война

Могила А. Е. Бочкина на Ваганьковском кладбище в Москве

1945-1949 гг. - начальник строительства Невинномысского канала и Свистухинской ГЭС в Ставропольском крае.

1950-1953 гг. - начальник Главного управления строительства Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов .

1953-1959 гг. - начальник «АнгараГЭСстроя» по строительству Иркутской ГЭС .

С началом управления строительством Андреем Ефимовичем принят ряд кардинальных для КрасноярскГЭС решений:

  1. отказ от облегченного, арочного типа построения плотины и принятие тяжелого, гравитационно- монолитного типа;
  2. отказ от «непрерывного» метода укладки бетона в тело плотины и возведение классическим безэстакадным методом, что обеспечило надежность сооружений;
  3. изменение генерального плана строительства г. Дивногорска ;
  4. перекрытие Енисея в зимних условиях, во время минимального водного потока:

1963 г., 25 марта - впервые в зимних условиях, за 6,5 часа перекрыта самая полноводная река России - Енисей.

В период максимума работы количество человек на строительстве Красноярской ГЭС вместе с субподрядными организациями составляло более 21000 человек.

1971 г. - освобожден от обязанностей начальника КрасноярскГЭСстроя.

1979 г., 16 октября Андрей Ефимович Бочкин умер в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище .

За свою жизнь Андрей Ефимович Бочкин строил 10 гидросооружений: ДнепроГЭС, Домашкинская плотина, Лабазинская плотина, Кутулукская плотина, Невинномысский канал и Свистухинская ГЭС, Южно-Украинский канал, Северо-Крымский канал, Иркутская ГЭС, Красноярская ГЭС, консультировал - Саяно-Шушенская ГЭС .

Семья

Андрей Ефимович был женат на Бочкиной Варваре Федоровне (1902-1975). Две дочери (Валентина, Надежда (1948)).

Государственные награды и звания

  • Герой Социалистического Труда , золотая медаль «Серп и Молот» (11 января 1960 года) - за внедрение новых прогрессивных методов труда и достигнутые успехи при сооружении Иркутской ГЭС, Указом Президиума Верховного Совета СССР.
  • Заслуженный строитель РСФСР (1966 г).
  • орден Трудового Красного Знамени (1966 г).
  • Ленинская премия в области науки и техники (1973 г.) - за создание Красноярской ГЭС, решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР
  • Почётный энергетик СССР (1976 г.)
  • четыре ордена Ленина
  • орден Отечественной войны I степени
  • орден Отечественной войны II степени
  • медали

Народное признание

1975 г., 26 мая - приказом по Управлению основных сооружений строительства Саяно-Шушенской ГЭС Бочкин А. Е. зачислен почётным плотником-бетонщиком в комсомольско-молодёжную бригаду С. Коленкова (по 1986 год). Заработная плата почётного члена бригады перечислялась на счет Табатского детского дома Бейского района, Хакасия.

1980 г. - в г. Дивногорске улица Центральная переименована в улицу имени А. Е. Бочкина.

1996 г. - в г. Иркутске улица Огни Коммунизма переименована в улицу Бочкина.

2006 г. - в г. Дивногорске ПТУ № 42, по инициативе коллектива, присвоено имя гидростроителя А. Е. Бочкина, в честь его 100-летия со дня рождения.

2008 г., 2 февраля - в г. Дивногорске открыт бронзовый памятник А. Е. Бочкину, скульптор Ю. Ишханов.

Публикации

  1. Бочкин А. Е. С водой, как с огнём: (рассказ гидростроителя) / [Лит. запись Ю. Капусто]. - М.: Советская Россия, 1978. - 190 с.
  2. Бочкин А. Е., Григорьев Ю. А., Долгинин Е. А. Бетонные работы на строительстве Красноярской ГЭС имени 50-летия СССР. - М.: Стройиздат, 1977. - 127 с.
  3. Бочкин А. Е., Долгинин Е. А., Лискун Е. Е. Организация строительства и технико-экономические показатели Красноярской ГЭС // Гидротехническое строительство, 1972, № 9, с.16-19.
  4. Бочкин А. Е. У истоков великой стройки (записки строителя) / [Лит. запись Б. Сермана]. - Симферополь: Крымиздат, 1951. - 40 с.

Документальные публикации о нём

  1. «Наш Бочкин». Личность. Гидростроитель. Легенда. Сборник воспоминаний. - Благовещенск: Дальневосточное издательство «Амур», 2006-304 с.
  2. Бекетов В. П. Если зажигают звезды: (О А. Е. Бочкине). - М. : Политиздат, 1977. - 270 с.
  3. Гончаров В. Начальник стройки // Сов. Россия. - 2001. - 25 авг. - С. 5.
  4. Гречушников А. Человек долга и чести // Огни Енисея. - 2001. - 31 окт.
  5. Деменчук Г. С. Главный гидростроитель. - Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1982. - 48 с.
  6. Залюбовская М. Андрей Бочкин // Советские инженеры: сборник / Сост. А. Б. Иванов. Серия биографий:Жизнь замечательных людей . - М.: Мол. гвардия, 1985. - С. 69 - 75.
  7. Залюбовская М. Разрушить - разрушили // Зеркало недели (Украина) № 28, 11 июля 1998.
  8. Зябрев А. Бочкин спас Красноярск // Сто знаменитых красноярцев. - Красноярск, 2003. - С. 243-247.
  9. Казюрин И. Командарм стройки // Огни Енисея. - 2001. - 31 окт.
  10. Кацер Ж. У. Покорение Енисея: на строительстве Красноярской ГЭС. - М.: Политиздат, 1973. - 111 с.
  11. Левченко И. Люди, штурм, победа: [героическая быль о строителях Красноярской ГЭС]. - Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1964. - 108 с.
  12. Наймушин И. Его звали просто Дед // Краснояр. рабочий. - 2001. - 2 нояб. - С. 8-9: фот.
  13. Полевой Б. Н. Десятое море инженера Бочкина. - М: Советская Россия, 1974. - 60 с.
  14. Россовский В. П. «Герои труда». Биографический справочник. - Калуга: Золотая аллея, 1999. - 256 с. Стр. 38-39.
  15. Созидатели: Участники строительства Красноярской ГЭС и города Дивногорска 1955-1972 гг./ Сост. И. Г. Гуляев, - Красноярск: Класс, 2011-400 с.
  16. Строитель Андрей Бочкин: [о присуждении Ленин. Премии 1973 г. за создание Краснояр. ГЭС] // Правда. - 1973. - 26 апр.
  17. Федоров И. Г. 100 лет со дня рождения начальника строительства Красноярской ГЭС, Героя Социалистического Труда Андрея Ефимовича Бочкина // Край наш Красноярский: календарь знаменательных и памятных дат на 2006 год. - Красноярск, 2005. - С. 101-104.

Документальные фильмы

Художественные произведения, где прототипом героя выступал А. Е. Бочкин

  • Полевой Б. Н. На диком бреге. - М.: Советский писатель, 1963. - 614 с.
  • Таурин Ф. Н. Ангара. - М.: Советский писатель, 1961. - 576 с.
  • Твардовский А. Т. За далью - даль // Стихотворения. Поэмы. - М.: БВЛ, 1971. - 688 с.

Художественные фильмы, где прототипом героя выступал А. Е. Бочкин

  • «На диком бреге», СССР, 1966 г.
  • , Мосфильм, 1982 г.

Напишите отзыв о статье "Бочкин, Андрей Ефимович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Бочкин, Андрей Ефимович

– А ты не смейся! Мы должны что-то придумать. Только я пока ещё не знаю – что... Но я подумаю... – совершенно серьёзно заявила малышка.
Я очень любила в ней это не по-детски серьёзное отношение к жизни, и «железное» желание найти положительный выход из любых появившихся проблем. При всём её сверкающем, солнечном характере, Стелла также могла быть невероятно сильным, ни за что не сдающимся и невероятно храбрым человечком, стоящим «горой» за справедливость или за дорогих её сердцу друзей...
– Ну что, давай чуть прогуляемся? А то что-то я никак не могу «отойти» от той жути, в которой мы только что побывали. Даже дышать тяжело, не говоря уже о видениях... – попросила я свою замечательную подружку.
Мы уже снова с большим удовольствием плавно «скользили» в серебристо-«плотной» тишине, полностью расслабившись, наслаждаясь покоем и лаской этого чудесного «этажа», а я всё никак не могла забыть маленькую отважную Марию, поневоле оставленную нами в том жутко безрадостном и опасном мире, только лишь с её страшным мохнатым другом, и с надеждой, что может наконец-то её «слепая», но горячо любимая мама, возьмёт да увидит, как сильно она её любит и как сильно хочет сделать её счастливой на тот промежуток времени, который остался им до их нового воплощения на Земле...
– Ой, ты только посмотри, как красиво!.. – вырвал меня из моих грустных раздумий радостный Стеллин голосок.
Я увидела огромный, мерцающий внутри, весёлый золотистый шар, а в нём красивую девушку, одетую в очень яркое цветастое платье, сидящую на такой же ярко цветущей поляне, и полностью сливавшуюся с буйно пламенеющими всеми цветами радуги невероятными чашечками каких-то совершенно фантастических цветов. Её очень длинные, светлые, как спелая пшеница, волосы тяжёлыми волнами спадали вниз, окутывая её с головы до ног золотым плащом. Глубокие синие глаза приветливо смотрели прямо на нас, как бы приглашая заговорить...
– Здравствуйте! Мы вам не помешаем? – не зная с чего начать и, как всегда, чуть стесняясь, приветствовала незнакомку я.
– И ты здравствуй, Светлая, – улыбнулась девушка.
– Почему вы так меня называете? – очень удивилась я.
– Не знаю, – ласково ответила незнакомка, – просто тебе это подходит!.. Я – Изольда. А как же тебя по правде зовут?
– Светлана, – немного смутившись ответила я.
– Ну вот, видишь – угадала! А что ты здесь делаешь, Светлана? И кто твоя милая подруга?
– Мы просто гуляем... Это Стелла, она мой друг. А вы, какая Изольда – та, у которой был Тристан? – уже расхрабрившись, спросила я.
У девушки глаза стали круглыми от удивления. Она, видимо никак не ожидала, что в этом мире её кто-то знал...
– Откуда ты это знаешь, девочка?.. – тихо прошептала она.
– Я книжку про вас читала, мне она так понравилась!.. – восторженно воскликнула я. – Вы так любили друг друга, а потом вы погибли... Мне было так жаль!.. А где же Тристан? Разве он больше не с вами?
– Нет, милая, он далеко... Я его так долго искала!.. А когда, наконец, нашла, то оказалось, что мы и здесь не можем быть вместе. Я не могу к нему пойти... – печально ответила Изольда.
И мне вдруг пришло простое видение – он был на нижнем астрале, видимо за какие-то свои «грехи». И она, конечно же, могла к нему пойти, просто, вероятнее всего, не знала, как, или не верила что сможет.
– Я могу показать вам, как туда пойти, если вы хотите, конечно же. Вы сможете видеть его, когда только захотите, только должны быть очень осторожны.
– Ты можешь пойти туда? – очень удивилась девушка.
Я кивнула:
– И вы тоже.
– Простите, пожалуйста, Изольда, а почему ваш мир такой яркий? – не смогла удержать своего любопытства Стелла.
– О, просто там, где я жила, почти всегда было холодно и туманно... А там, где я родилась всегда светило солнышко, пахло цветами, и только зимой был снег. Но даже тогда было солнечно... Я так соскучилась по своей стране, что даже сейчас никак не могу насладиться вволю... Правда, имя моё холодное, но это потому, что маленькой я потерялась, и нашли меня на льду. Вот и назвали Изольдой...
– Ой, а ведь и правда – изо льда!.. Я никогда бы не додумалась!.. – ошарашено уставилась на неё я.
– Это ещё, что!.. А ведь у Тристана и вообще имени не было... Он так всю жизнь и прожил безымянным, – улыбнулась Изольда.
– А как же – «Тристан»?
– Ну, что ты, милая, это же просто «владеющий тремя станами», – засмеялась Изольда. – Вся его семья ведь погибла, когда он был ещё совсем маленький, вот и не нарекли имени, когда время пришло – некому было.
– А почему вы объясняете всё это как бы на моём языке? Это ведь по-русски!
– А мы и есть русские, вернее – были тогда... – поправилась девушка. – А теперь ведь, кто знает, кем будем...
– Как – русские?.. – растерялась я.
– Ну, может не совсем... Но в твоём понятии – это русские. Просто тогда нас было больше и всё было разнообразнее – и наша земля, и язык, и жизнь... Давно это было...
– А как же в книжке говорится, что вы были ирландцы и шотландцы?!.. Или это опять всё неправда?
– Ну, почему – неправда? Это ведь то же самое, просто мой отец прибыл из «тёплой» Руси, чтобы стать владетелем того «островного» стана, потому, что там войны никак не кончались, а он был прекрасным воином, вот они и попросили его. Но я всегда тосковала по «своей» Руси... Мне всегда на тех островах было холодно...
– А могу ли я вас спросить, как вы по-настоящему погибли? Если это вас не ранит, конечно. Во всех книжках про это по-разному написано, а мне бы очень хотелось знать, как по-настоящему было...
– Я его тело морю отдала, у них так принято было... А сама домой пошла... Только не дошла никогда... Сил не хватило. Так хотелось солнце наше увидеть, но не смогла... А может Тристан «не отпустил»...
– А как же в книгах говорят, что вы вместе умерли, или что вы убили себя?
– Не знаю, Светлая, не я эти книги писала... А люди всегда любили сказы друг другу сказывать, особенно красивые. Вот и приукрашивали, чтобы больше душу бередили... А я сама умерла через много лет, не прерывая жизни. Запрещено это было.
– Вам, наверное, очень грустно было так далеко от дома находиться?
– Да, как тебе сказать... Сперва, даже интересно было, пока мама была жива. А когда умерла она – весь мир для меня померк... Слишком мала я была тогда. А отца своего никогда не любила. Он войной лишь жил, даже я для него цену имела только ту, что на меня выменять можно было, замуж выдав... Он был воином до мозга костей. И умер таким. А я всегда домой вернуться мечтала. Даже сны видела... Но не удалось.
– А хотите, мы вас к Тристану отведём? Сперва покажем, как, а потом вы уже сама ходить будете. Это просто... – надеясь в душе, что она согласится, предложила я.
Мне очень хотелось увидеть «полностью» всю эту легенду, раз уж появилась такая возможность, и хоть было чуточку совестно, но я решила на этот раз не слушать свой сильно возмущавшийся «внутренний голос», а попробовать как-то убедить Изольду «прогуляться» на нижний «этаж» и отыскать там для неё её Тристана.
Я и правда очень любила эту «холодную» северную легенду. Она покорила моё сердце с той же самой минуты, как только попалась мне в руки. Счастье в ней было такое мимолётное, а грусти так много!.. Вообще-то, как и сказала Изольда – добавили туда, видимо, немало, потому что душу это и вправду зацепляло очень сильно. А может, так оно и было?.. Кто же мог это по-настоящему знать?.. Ведь те, которые всё это видели, уже давным-давно не жили. Вот потому-то мне так сильно и захотелось воспользоваться этим, наверняка единственным случаем и узнать, как же всё было на самом деле...
Изольда сидела тихо, о чём-то задумавшись, как бы не решаясь воспользоваться этим единственным, так неожиданно представившимся ей случаем, и увидеться с тем, кого так надолго разъединила с ней судьба...
– Не знаю... Нужно ли теперь всё это... Может быть просто оставить так? – растерянно прошептала Изольда. – Ранит это сильно... Не ошибиться бы...
Меня невероятно удивила такая её боязнь! Это было первый раз с того дня, когда я впервые заговорила с умершими, чтобы кто-то отказывался поговорить или увидеться с тем, кого когда-то так сильно и трагически любил...
– Пожалуйста, пойдёмте! Я знаю, что потом вы будете жалеть! Мы просто покажем вам, как это делать, а если вы не захотите, то и не будете больше туда ходить. Но у вас должен оставаться выбор. Человек должен иметь право выбирать сам, правда, ведь?
Наконец-то она кивнула:
– Ну, что ж, пойдём, Светлая. Ты права, я не должна прятаться за «спиной невозможного», это трусость. А трусов у нас никогда не любили. Да и не была я никогда одной из них...
Я показала ей свою защиту и, к моему величайшему удивлению, она сделала это очень легко, даже не задумываясь. Я очень обрадовалась, так как это сильно облегчало наш «поход».
– Ну что, готовы?.. – видимо, чтобы её подбодрить, весело улыбнулась Стелла.
Мы окунулись в сверкающую мглу и, через несколько коротких секунд, уже «плыли» по серебристой дорожке Астрального уровня...
– Здесь очень красиво...– прошептала Изольда, – но я видела его в другом, не таком светлом месте...
– Это тоже здесь... Только чуточку ниже, – успокоила её я. – Вот увидите, сейчас мы его найдём.
Мы «проскользнули» чуть глубже, и я уже готова была увидеть обычную «жутко-гнетущую» нижнеастральную реальность, но, к моему удивлению, ничего похожего не произошло... Мы попали в довольно таки приятный, но, правда, очень хмурый и какой-то печальный, пейзаж. О каменистый берег тёмно-синего моря плескались тяжёлые, мутные волны... Лениво «гонясь» одна за другой, они «стукались» о берег и нехотя, медленно, возвращались обратно, таща за собой серый песок и мелкие, чёрные, блестящие камушки. Дальше виднелась величественная, огромная, тёмно-зелёная гора, вершина которой застенчиво пряталась за серыми, набухшими облаками. Небо было тяжёлым, но не пугающим, полностью укрытым серыми, облаками. По берегу местами росли скупые карликовые кустики каких-то незнакомых растений. Опять же – пейзаж был хмурым, но достаточно «нормальным», во всяком случае, напоминал один из тех, который можно было увидеть на земле в дождливый, очень пасмурный день... И того «кричащего ужаса», как остальные, виденные нами на этом «этаже» места, он нам не внушал...