Кто не относится к неоклассической школе. Неоклассическая школа и её значение в развитии экономической теории. Вклад Дж. Б. Кларка в неоклассической экономической теории

Неоклассическое направление возникло в последней трети XIXвека Его появление связывают со вторым этапом «маржиналистской револю­ции», ознаменованным исследованиями А. Маршалла, Дж.Б. Кларка, В. Парето. Маржинализм - направление в экономической науке Запада, в основе которого лежит представление о том, что величина меновой стоимости за­висит от интенсивности потребления того или иного блага. Основные принципы неоклассики позаимствовали у своих предшественников пред­ставители классического направления, дополнив использованием матема­тического аппарата, установлением функциональных взаимосвязей между экономическими категориями и их предельными величинами, системным анализом. Такой подход предоставил им возможность выйти на решение проблем оптимального функционирования индивидуальных рынков и хо­зяйственных единиц; определение условий общего экономического равно­весия и эффективного обмена. Напомним, что постулаты классической школы следующие: 1) Наличие частной собственности. 2) Свобода пред­принимательства и выбора экономической деятельности. 3) Личный инте­рес, направленный на получение максимально возможного результата при ограниченных ресурсах как главный мотив поведения субъектов рыночно­го хозяйства. 4} Конкуренция или рыночное состязание как коренное свой­ство рыночной системы. 5) Абсолютная эластичность цен на результаты и факторы производства. 6) Ограниченная роль правительства, т.е. не ме­шающая проявляться экономике, как саморегулирующийся и самокоррек­тирующийся системе.

Главный труд А. Маршалла - ведущего представителя неоклассиче­ской школы «Принципы Экономикс» был издан в 1390 году и впоследствии неоднократно им дополнялся в восьми изданиях, опубликованных при его жизни. С точки зрения преемственности идей классиков, А. Маршалл ис­следовал экономику с позиции её обусловленности экономическими инте­ресами в условиях совершенной конкуренции, абстрагируясь от государст­венного вмешательства Ему принадлежит пальма первенства в использо­вании термина «экономике» при определении предмета, экономической науки. «Политическая экономия, или экономическая наука (экономике), - пишет А Маршалл, - занимается исследованиями нормальной жизнедея­тельности человеческого общества». 53 Двумя великими силами, форми­рующими человеческий характер и всю мировую историю, он считал рели­гию и экономику. Поэтому задачу экономической науки Маршалл видел в том, чтобы собирать факты, систематизировать и познавать природу эко­номических законов

Под экономическими законами он понимал законы, относящиеся к различным областям поведения человека, в которых силу действующих в них побудительных мотивов можно измерить денежной ценой. Придержи­ваясь данного определения, Маршалл перевёл на язык цен закон убывания предельной полезности, получив закон спроса. Он сформировал закон ча­стного равновесия на индивидуальных рынках, отрегулировал теорию из­держек и предельной мощности, выдвинув концепцию эластичности спро­са. При рассмотрении закономерностей, определяющих равновесную цену, ввёл в экономический анализ понятие кратковременных и долговременных периодов, исследовал изменение издержек производства в зависимости от его масштабов. Существенным вкладом в теорию факторов производства Ж.Б. Сэя явилось добавление Маршаллом к земле, труду и капиталу ещё одного фактора - организации производства. Ценообразование на все фак­торы Маршалл анализировал в условиях совершенной конкуренции, ставя доходы от них в зависимость от конъюнктуры спроса и предложения.

Маршалл исследовал проявление экономических законов на уровне отдельной фирмы, отрасли, положив начало новому направлению в эконо­мической теории - микроэкономике. Этот подход стай определяющим как для созданной им кембриджской школы, так и для неоклассиков конца XIX- первой третиXXвека.

Основатель американской школы маржинализма представитель не­оклассического направления Джон Бейтс Кларк считал центральной про­блемой в экономической науке распределение общественного продукта. Этой проблематике была посвящена его фундаментальная работа «Распре­деление богатства», в которой он изложил концепцию распределения до­ходов на основе предельного анализа цен на факторы производства. Она получила название «закона предельной производительности» Дж.Б. Кларка. Данная концепция разработана Кларком применительно к условиям совершенной конкуренции, мобильности и взаимозаменяемости всех факто­ров производства. Содержание её состоит в констатации убывания пре­дельной производительности каждого фактора с увеличением его количе­ства, используемого в производстве при постоянстве других факторов. А величина предельного продукта будет определяться, по мнению Кларка, пропорцией распределения дохода «Доли в распределении (ценности), -пишет он, - зависят от конечной производительности капитала, а заработ­ная плата определяется продуктом конечного приращения труда». 54 Если же цены на факторы производства являются заданными величинами, то суть закона Дж.Б. Кларка сводится к следующему: увеличение любого из факторов производства возможно до тех пор, пока стоимость продукта, произведённого этим фактором, не сравняется с его ценой. Так как с уве­личением фактора уменьшается его предельный продукт, то данное усло­вие можно сформулировать и другим образом: границей наращивания фак­тора производства является равенство его рыночной цены и предельного продукта. Таким образом, Кларк, решая проблему распределения доходов, одновременно определил подходы к решению задачи оптимального соче­тания факторов производства.

Крупный итальянский представитель неоклассической теории Вильфредо Парето более всего сосредоточился на исследовании проблем общего экономического равновесия применительно к теории благосостояния. Бо­лее ранние авторы, работавшие в рамках теории полезности, всегда рас­сматривали благосостояние как сумму количественных, поддающихся из­мерению полезностей для всех индивидов. Парето отверг данный метод, отказавшись от полезности как единственной причины обмена, и перешёл к исследованию экономической системы в целом, в которой спрос и пред­ложение определяют равновесие в экономике.

Используя аппарат кривых безразличия, разработанный Эджуортом, Парето определяет условия двухстороннего оптимального обмена на рын­ке совершенной конкуренции, соответствующие полученной им контракт­ной кривой. Контрактная кривая в геометрической форме иллюстрирует совокупность возможных оптимальных обменов, при которых невозможно улучшить благосостояние одного из участников обмена без ущерба для другого индивида. Движение по карте кривых безразличия в направлении контрактной кривой всегда представляет увеличение суммарного благо­состояния Движение вдоль контрактной кривой изменяет распределение суммарного благосостояния между участниками обмена. Практически данный вывод, получивший название «оптимума Парето», может быть прокомментирован следующим образом: изменение, которое даёт выгоду одним людям, но наносит ущерб другим, может быть сочтено приростом общего благосостояния, если выигравшие могут компенсировать ущерб проигравшим так, что последние примут это изменение после того, как сделаны компенсационные платежи Выигравшим не становится хуже, а проигравшим становится лучше. В противном случае увеличения общего благосостояния не происходит. Концепция оптимума Парето является от­правной точкой для современных исследований в области достижения об­щественного консенсуса при выборе целевой направленности экономиче­ского развития.

Идеи неоклассиков были господствующими в экономической теории Запада вплоть до кризиса 1929 - 1933 гг., именуемого «Великой депресси­ей». Хотя многие из неоклассических теоретиков весьма отчётливо пред­ставляли необходимость пересмотра постулатов, согласно которым сво­бодно складывающиеся цены и доходы несут в себе объективную инфор­мацию и рыночная система способна к саморегулированию без государст­венного вмешательства. Всё менее убедительно выглядела неоклассиче­ская интерпретация самой «Великой депрессии». Так, лидеры данной шко­лы Л. Роббинс, Ф. Хайек, Э. Чемберлен усматривали причину углубляюще­гося кризиса в общей негибкости заработной платы, а также усиливаю­щемся контроле над ценами со стороны монополий. Отсюда логически вы­текал вывод о необходимости восстановления механизма конкуренции и превращении правительств государств в сторонних наблюдателей.

В это время на исторической сцене появляется труд Дж. МКейнса "Общая теория занятости, процента и денег", ознаменовавший появление но­вого направления экономической теории и закат догматических рекомен­даций неоклассиков. Однако неоклассическая школа не исчезла. Под влия­нием критики и новых потребностей экономического развития его сторон­ники пересмотрели свое отношение к роли государства, расширили пред­мет исследования, обратившись к макроэкономическим проблемам, ввели в исследование фактор времени, сделали переход от статичного анализа к динамическому моделированию. В настоящее время оформились следую­щие направления научных изысканий представителей неоклассического направления:

  • 1. Разработка теории экономического роста на основе постулатов Дж.Б. Кларка и производственной функции Кобба-Дугласа. Концептуаль­ную основу данной теории представляют три основные идеи: 1) идея о том, что объем производства, является функцией факторов производства, преж­де всего труда и капитала; 2) доля каждого фактора равна его предельному продукту; 3) цены производственных факторов также равны предельному продукту и, соответственно, определяют доход каждого используемого фактора. Дальнейшее совершенствование этой функции пошло в направ­лении введения фактора времени, отражающего переход от статической модели к динамической, учитывающей влияние научно-технического про­гресса на увеличение совокупной производительности труда и капитала. Используется производственная функция как на микроэкономическом уровне для построения траектории оптимального развития фирмы и реше­ния комплекса производственных проблем, так и на макроэкономическом уровне для определения вклада каждого фактора в произведенный национальный продукт, составления прогнозов и выбора направления экономи­ческого развития.
  • 2. Создание монетаристской теории функционирования рынка.

Возглавила это направление в 50-е годы XXвека чикагская школа. Её основоположником и активным пропагандистом является американский учёный Милтон Фридмен. В основе теоретической схемы данного учения лежит модифицированный вариант количественной теории денег, которые признаются стабилизирующим фактором воспроизводственного процесса при минимально допустимом государственном вмешательстве в экономи­ку. Для доказательства концепции о системообразующем значении денег в экономике были проведены исследования, нацеленные на выявление взаи­мосвязи между уровнем национального дохода, циклическими колебания­ми хозяйственной активности и величиной денежной массы, находящейся в обращении. Результаты таких исследований представлены М. Фридменом и А. Шварцем в книге «Монетарная история Соединённых Штатов, 1867 -1960 гг.». Весь рассматриваемый период разделён в книге на девять «исто­рических эпизодов». В рамках каждого из них рассматривается динамика макроэкономических показателей и денежной массы, находящейся в об­ращении, на базе чего делается вывод о наличии между ними высокой кор­реляционной связи. В качестве доказательства основополагающего влия­ния количества денег, находящихся в обращении, на цикличность эконо­мического развития авторы книги приводят следующие факты из истории денежного обращения в США: в 1920, 1931 и 1937 гг. Федеральной ре­зервной системой (ФРС) было проведено повышение учётной ставки и уд­воение нормы обязательных банковских резервов, что привело к сокраще­нию денежной массы в обращении. За этими мерами последовали три глу­боких спада промышленного производства на 30, 24 и 34 %. Таким обра­зом, сокращение количества денег, находящихся в обращении, привело, по мнению авторов, американскую экономику к падению объёма националь­ного производства. В качестве основополагающего, определяющего взаи­мосвязи между предложением денег (М), скоростью их обращения (V), средним уровнем цен (Р) и физическим объёмом произведенных товаров и услуг (Q), монетаризм принимает уравнение обмена И. Фишера:MV=PQ. Предложение денег рассматривается монетаристами в качестве экзогенно­го фактора, влияющего на изменение совокупного спроса, который, в свою очередь, изменяет и общий объём произведённого продукта. Степень этого влияния зависит от постоянства скорости обращения денегV. С точки зре­ния монетаристов, дело здесь не в постоянном числовом значении этой ве­личины, а в том, что факторы, воздействующие на скорость обращения де­нег, изменяются постепенно и предсказуемым образом. На основании это­го утверждения М. Фридмен выступает за законодательное установление монетарного правила, согласно которому денежное предложение должно расширяться ежегодно темпами, соответствующими потенциальным тем­пам роста валового национального продукта.

Более конкретные монетаристские рекомендации связаны с разработ­кой механизма воздействия на величину денежной массы и соответствен­ного реформирования Федеральной резервной системы. В качестве ключе­вого звена рассматривается её деятельность как организатора и контролёра денежного обращения. При этом число государственных регуляторов (прежде всего имеются в виду фискальные методы) сокращается до мини­мума. Кейнсианские методы, направленные на создание «эффективного спроса» путём дефицитного бюджетного финансирования, приводят, по мнению монетаристов, к раздуванию инфляции при одновременном сни­жении темпов роста национального дохода.

В контексте борьбы с инфляцией монетаристы рассматривают и необ­ходимость поддержания безработицы на «естественном уровне», отве­чающем конъюнктуре рынка труда. Кейнсианская политика полной заня­тости, по их мнению, приводит не к реальному увеличению объёма произ­водства, а к разбуханию инфляционных процессов; вследствие чего после некоторого увеличения занятости экономика вновь приходит к её «естест­венному уровню», но уже при более высоких ценах. Автором теории «ес­тественного уровня» безработицы является М. Фридмен. Он внёс опреде­лённые коррективы в так называемую «кривую Филлипса», впервые про­явившуюся в 1958 г., и которую последний получил на основе данных о количестве безработных и проценте изменения заработной платы. «Кривая Филлипса» имеет отрицательный наклон, показывающий обратную связь между этими переменными. Существование объективно обусловленного состояния рынка труда «естественного уровня» безработицы выражается, по мнению М. Фридмена, в вертикальном характере долгосрочной «кривой Филлипса». Повышение заработной платы на этом участке кривой вызыва­ет рост инфляции. При этом экономика неизменно возвращается к естест­венной норме безработицы. В своей нобелевской лекции в 1976 г. Фридмен отметил, что если инфляция начинает приобретать неуправляемый и непредсказуемый характер, возможно появление нового феномена - «слампфляция», т.е. сосуществование, растущей безработицы и растущей инфляции.

Позитивным вкладом монетаризма в теорию рынка можно считать разработку механизма, показывающего взаимосвязь между денежной мас­сой, находящейся в обращении, и важнейшими параметрами функциони­рования товарного и валютного рынков и рынка труда. Целью экономиче­ской политики представители монетаризма объявляют борьбу с инфляцией при отказе от кейнсианской политики полной занятости и обоснование не­обходимости минимального вмешательства со стороны государства в хо­зяйственную жизнь.

3. Разработка теории предложения (сэплай сайд экономике). Пред­ставляют данное направление А. Лаффер, Дж. Ванинский, П.Р. Робертс. Сэплай - сайдеры наиболее последовательно развивают идею Ж.Б. Сэя о пер­вичности предложения, которое рождает спрос, и о влиянии на объём про­изводства его основных факторов (труда, капитала, природных ресурсов). Негативной оценке подвергается ими возрастание государственного влияния на экономику, поскольку это вызывает увеличение налоговых плате­жей в стране. А рано или поздно большая часть налогов трансформируется издержки предпринимателей и будет переложена на потребителей в форме более высоких цен. По их мнению, налоги представляют собой «клин» между величиной издержек и ценой товара. По мере роста государ­ственного вмешательства в экономику этот «налоговый клин» возрастает и может вызвать инфляцию издержек. Налоги являются также антистимулами, подрывающими производительность труда, инициативу предпринима­телей и инновационную деятельность. Артур Лаффер - сторонник теории предложения - даже заявил, что увеличение ставок налога уменьшает об­щую сумму налоговых поступлений, поскольку высокие налоговые ставки сдерживают экономическую активность. По его мнению, низкие ставки налога вполне совместимы с возросшими поступлениями в бюджет за счёт развития производственной деятельности. Его концепция наглядно проил­люстрирована с помощью кривой Лаффера, показывающей взаимосвязь между этими величинами. Таким образом, «теория предложения» рацио­нальна по своей производственной направленности на изыскание стимулов предложения.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Неоклассическое направление сформировалось в последней трети CIC века в результате маржиналистской революции. До этого времени в экономике исследовали не предельные, а средние величины: здесь основная категория – «предельная полезность блага», т.е. полезность последней единицы блага. Именно она лежит в основе цены блага. Направление сложилось путем образования и развития четырех неоклассических школ с последующим их слиянием.

1. Австрийская школа (Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Ойген фон Бем-Баверк).

Представители Венского университета считали, что основа экономики – индивидуальное хозяйство, микроуровень. Именно там происходит субъективная оценка блага; затем при выходе на рынок появляются объективные оценки, формируется цена. В основе ее не труд, а предельная полезность блага. Классовые интересы, социальный налет в экономике их (представителей) не интересует. Здесь правят две силы : спрос и предложение , которые формируют рыночную цену. Отсюда закономерен вывод о вреде государства в экономике.

2. Лозаннская школа (Леон Вальрас, Вильфредо Парето).

Вальрас внес формулы, графики, высшую математику в экономическую теорию. С него начинают решаться задачи на минимум и максимум, экономическое равновесие и экономическую эффективность. Вальрас автор кругооборота товаров и ресурсов. Предложенная им модель перекочевала во все современные учебники по экономической теории. Он ввел понятие «степенная полезность» , заложил теорию благосостояния.

«Оптимум Парето» - если в результате сделки ухудшились экономическое положение кого-либо из ее участников, уже было достигнуто оптимальное состояние.

3. Кембриджская школа (Альфред Маршал, Артур Пигу).

Новизна в учении Маршала :

В методологии до него основная наука – политэкономия с ударением на классовые позиции. У него – это экономическая теория, экономикс, через рыночные силы: спрос, предложение, равновесие рынка рассматриваются все экономические категории.

Отказ от причинно-следственного метода в пользу функционального метода. Ярким примером первого метода является рассмотрение товара у Маркса:

У Маршала есть функциональная зависимость спроса от цены: с ростом цены снижается спрос. Спрос зависит предложения и т.д.

Функциональный подход – четная функциональная зависимость. Маршал считал, что не нужно искать причину цен и дохода. Цену определяет пересечение кривых спроса и предложения.

Ввел понятие экономического равновесия, но рассматривал его на микроуровне.

Ввел понятие времени в экономике (рассматривал цену мгновенного, короткого, среднего, долгого периода).

В настоящее время сохранились понятия цены короткого и долгого периода. Цена короткого периода – цена равновесия, когда предложение не успевает реагировать на изменение спроса. Цена долгого периода – предложение меняется с изменением спроса.

Вслед за Смитом придерживался идеи невмешательства государства в экономику. Рыночная экономика справится со всем сама, государство должно заниматься внешней торговлей, валютой, не трогать национальный рынок.

Ввел понятие эластичности в экономику (чувствительность одних показателей в зависимости от изменения других).

4. Американская школа (Джон Бейтс Кларк – автор теории предельной производительности факторов производства).

Представители школы занимались так же предельной полезностью, составлением экономических прогнозов основных объемов макроэкономических показателей.

Все четыре школы имели много общего, не будучи знакомыми между собой, пришли к одним и тем же выводам. В конце концов, объединились в единое неоклассическое направление во главе с Альфредом Маршалом. Это направление господствовало в экономической теории с 70х годов CIC века до 26 октября 1929 года. Теория становится наукой, когда оформилась в учебник книга Альфреда Маршала «Принцип политэкономии».

Причины длительного господства данного направления в экономической теории :

  • Формирование среднего класса (появился массовый потребитель, который формирует рыночную цену – ⅔ населения страны).
  • Данное направление создает аппарат для определения экономической эффективности.
  • Неоклассическое направление создавало основы современной микроэкономики.

К 26 октября 1929 года сначала теоретически, а затем практически неоклассика не отвечает на следующие вопросы :

o Почему возникают кризисы подобные Великой депрессии?

o Как выйти из Великой депрессии?

o Что надо делать, чтобы в будущем не было подобных катастроф?

Введение

Неоклассическая экономическая теория впервые была сформирована как самостоятельное течение науки в конце 1890-х годов в связи с развитием научного сообщества ученых-экономистов и становлением экономического образования после победы маржиналистской революции над прочими оппозиционными направлениями. Данная теория экономического роста основана на модели рационального (максимизирующего) в равновесном мире человека, стремящегося максимизировать свой доход и минимизировать затраты на производство. Она формировалась на базе двух источников: теории факторов производства и концепции производственной функции, учитывающей взаимодействие таких факторов как труд и капитал.

Проблема экономического роста во всем мире выдвигается в ряд первоочередных проблем экономического развития, так как от механизма экономического роста зависят уровень и качество технического прогресса. Эта тема особо актуальна в XXI веке в связи с необходимостью учета мировых тенденций экономического роста для благоприятного развития экономик отдельных государств в долгосрочном периоде.

В связи с этим, подход неоклассиков к изучению экономического роста кажется наиболее рациональным, чем и объясняется его широкомасштабное применение в современном мире. Одной из причин господства неоклассической теории является ее универсальность, готовность единообразно объяснить как экономические явления, так и процессы, объединяя их во всеобъемлющую систему под конец анализа. Немаловажным фактом также является способность данной теории варьировать сложность обсуждаемых проблем, что позволяет эффективно обучать специалистов на дозированном уровне, переходя от «малого» к «большему».

Современная неоклассическая теория имеет тенденцию к специализации, уходу от обобщенного изучения экономических явлений, что дает ученым-экономистам возможность проводить более глубокий анализ важных мелкомасштабных явлений и продвигать науку вперед.

Благодаря продолжающемуся практическому применению неоклассического подхода, изучение данного направления экономики представляется значительным и важным, и данное проведенное исследование преследует цель ознакомиться с истоками неоклассической экономической теории для дальнейшего ее самостоятельного применения в сфере профессии экономиста.

неоклассический экономический рост равновесие

Основные положения неоклассической школы экономики

В отличие от классиков, уделявших главное внимание теории стоимости, неоклассическая школа выдвинула в центр исследования законы ценообразования, анализ взаимосвязей спроса и предложения. С дискуссий о стоимости споры переносятся в сферу изучения условий и факторов формирования цены, ее составляющих.

Одним из определяющих положений неоклассической школы является принцип экономического равновесия. Равновесие в экономике - это соответствие между спросом и предложением, между ресурсами и потребностями. Через ценовой механизм равновесие устанавливается путем либо ограничения потребительского спроса, либо увеличения объема производства (и предложения).

Обосновывая принцип равновесности, А. Маршалл, один из наиболее известных ученых «старой» школы неоклассицизма, ввел в экономическую науку категорию «равновесной цены», которая представляет собой точку пересечения кривой спроса (предельной полезности) и кривой предложения (предельных издержек). Оба эти фактора - слагаемые цены; полезность и издержки одинаково значимы.

Неоклассическая школа не отрицает необходимости государственного регулирования (в этом одно из отличий от классиков), но считает, что оно должно быть ограниченным. Государство создает условия для хозяйственной деятельности. Рыночный механизм конкуренции способен обеспечить сбалансированный рост, равновесие между спросом и предложением.

Экономисты, которых принято относить к неоклассикам, представляют далеко не однородную школу. Они отличаются сферой интересов, занимаются различными проблемами. Имеются особенности в используемых ими методах, подходах к анализу экономической действительности. Это также отличает их от классической школы, которая в принципе является более однородной по взглядам и выводам, разделяемым ее основными представителями.

В истории неоклассической экономической теории четко выделяются три периода:

- «старая» неоклассика (1890-1930-е);

- «оппозиционная» неоклассика (1930-1960-е);

Современная неоклассика (с 1970-х до наших дней).

Современные же неоклассики стремятся доказать, что рыночная система хозяйства является если и не идеальной, то, по крайней мере, наилучшей из всех типов экономических систем. Акцентируя внимание на критике государственного регулирования, они указывают, что оно не столько ликвидирует недостатки рынка (например, безработицу), сколько порождает новые, более опасные отрицательные явления (например, инфляцию и ущемление экономических свобод).

Неоклассическое направление экономической теории исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Она исследовала рыночное хозяйство в период господства свободной конкуренции, соединив в себе идеи классической политической экономии с идеями маржинализма. Теория не рассматривает сущность таких экономических категорий, как собственность и стоимость, а сосредоточена на внешних проявлениях рыночного хозяйства. Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства.

Неоклассическая экономическая теория призывает к ограничению или даже полному отказу от государственного регулирования экономики. Поэтому часто синонимом понятию «неоклассическая экономическая теория» считают «экономический либерализм».

Основными школами, которые представляют неоклассицизм, являются: Австрийская; Лозаннская; Американская; Кембриджская.

Австрийская школа политической экономии.

Основателем австрийской школы является Карл Менгер (1840-1921), профессор Венского университета.

В основе экономической концепции австрийской школы лежит теория предельной полезности. Она определила полезность в субъективной форме, т.е. в связи с важностью для человека различных потребностей и настоятельностью, напряженностью каждой из них. Иначе говоря, субъективная полезность – это значимость данной вещи для удовлетворения потребностей данного человека.

До появления концепции австрийской школы полезность определялась как объективное свойство вещи, как потребительская стоимость товара, т.е. его способность удовлетворять те или иные человеческие потребности. Каждый из товаров обладает своей особой потребительной стоимостью, а обмен товаров есть обмен разнородными потребительными стоимостями, своеобразный обмен веществ в общественном организме. Поскольку товары как потребительные стоимости несоизмеримы, постольку основу пропорций обмена искали в затратах на их производство: либо в затратах труда, либо в издержках производства.

Лозаннская школа политической экономии.

Основателем лозаннской школы неоклассического направления в политической экономии является Леон Вальрас.

Признавая действенность объективных экономических законов в сфере производства, Вальрас считал, что законы сферы распределения устанавливаются сознательно человеческой волей с учетом требований справедливости. Этим обусловливаются задачи экономической теории и её структура.

Вальрас считается основоположником теории общего экономического равновесия, получившей название замкнутой математической модели экономического равновесия. Состояние равновесия он характеризует как такое, при котором эффективный спрос и предложение производительных услуг равны и при котором существует постоянная устойчивая цена на рынке продуктов, и продажная цена продуктов равна издержкам, выраженным в производительных услугах.

Американская школа политической экономии.

Значительный вклад в формирование неоклассического направления в США внес Джон Бейтс Кларк.

Кларк заявлял, что «право общества на существование в его настоящей форме и вероятность, что оно будет существовать в такой форме в будущем, оспаривается. Обвинение, тяготеющее над обществом, состоит в том, что оно эксплуатирует труд. Если бы это обвинение было доказано, то каждый честный человек должен был бы стать социалистом. Долгом каждого экономиста является проверка этого обвинения».

Главная заслуга Кларка состоит в разработке концепции распределения доходов на основе принципов предельного анализа цен факторов производства, которую в экономической литературе называют законом предельной производительности Кларка.

По мнению ученого, этот закон имеет место в условиях свободной (совершенной) конкуренции, когда мобильность всех хозяйствующих субъектов способствует достижению параметров равновесия экономики.

Кембриджская (английская) школа политической экономии.

Основателем английской (кембриджской) школы экономической теории является Альфред Маршалл. С этим именем связано оформление неоклассического направления в экономической науке.

Маршалл выступал против деления труда на производительный и непроизводительный. Все виды труда признаются производительными, поскольку каждый из них имеет своим продуктом полезность. Человеческий труд создает не материальные предметы как таковые, он создает полезности. Поэтому различие между трудом производительным и непроизводительным является искусственным, надуманным.

Центральное место в исследованиях Маршалла занимает проблема свободного ценообразования на рынке, характеризуемом им как единый организм равновесной экономики, состоящий из мобильных и информированных друг о друге хозяйствующих субъектов. Рыночную цену он рассматривает как результат пересечения цены спроса, определяемой предельной полезностью, и цены предложения, определяемой предельными издержками.

Одной из важных заслуг Маршалла является обобщение положений ранних маржиналистов о функциональной зависимости таких факторов, как цена, спрос и предложение. Он показал, в частности, что с понижением цены спрос растет, а с ростом цены - снижается и что, в свою очередь, с понижением цены предложение падает, а с ростом цены - растет.

В начале XX в. неоклассическая школа представляла собой ведущее направление в западной экономической науке. Именно в начале XX столетия ускорился процесс перехода рыночного хозяйства в иной режим – несовершенной конкуренции или к состоянию монополистического капитализма. Этот процесс заставил ряд экономистов осознать необходимость модификации представлений неоклассической школы о характере хозяйственного процесса, корректировки господствовавших теоретических представлений о механизме функционирования и развития рынков, формирования издержек и цен, закономерностей взаимодействия спроса и предложения и т.д.

Неоклассическая экономическая теория

    Неоклассическое направление экономической мысли

Экономическая неоклассическая теория(neoclassical economics) – преобладающее в XX в. направление экономической науки, сторонники которого обращают основное внимание на самостоятельную хозяйственную деятельность отдельных людей и выступают за ограничение (или даже за полный отказ от) государственного регулирования экономики. Синонимом понятию «неоклассическая экономическая теория» часто считают «экономический либерализм ».

§1. Сущность неоклассицизма

В конце XIX в. в экономической теории обозначилось неоклассическое направление. Такое название оно получило в связи с тем, что представители, входивших в него школ, ориентировались на исходные принципы классической буржуазной политической экономии - свободу предпринимательства и ценообразования, автоматизм рыночного саморегулирования и т. д. Неоклассики ставили задачи исследовать данные принципы в новых условиях и стремились к разработке моделей, имеющих практическое значение для функционирования капиталистических фирм в системе рыночного механизма.

Возникновение неоклассического направления связано с разработками представителей кембриджской школы А. Маршалла, Ф. Эджуорт, А. Пигу, А. Кларка, которые поставили задачу создания политически и идеологически нейтральной, «чистой» экономической теории, что нашло отражение и в изменении самого названия науки с «политически экономии» на «экономикс ».

Неоклассическая теория не рассматривала сущность таких экономи­ческих категорий, как собственность и стоимость, а сосредоточилась на внешних проявлениях рыночного хозяйства и постепенно приобрела черты прикладной науки.

Особенностью неоклассической теории явилась ее микроэкономическая направленность на изучение механизма движе­ния отдельных товаров, функционирования отдельных хозяйственных единиц и рынков. Анализ осуществляется по следующему алгоритму: из совокупности взаимодействующих элементов рыночного механиз­ма выбирается один как изменяющийся, и исследуется его влияние на другие элементы, считающиеся неизменными, и так по каждому эле менту. Неоклассический анализ рассматривает взаимовлияние элемента рынка преимущественно не в качественном, а в количественном ас­пекте.

Таким образом, «экономикс » и «политическая экономия » в англо-американской литературе рассматриваются как синонимы. Некоторые ученые Запада под политической экономией понимают не экономическую теорию в целом, а экономическую политику как самостоятельную отрасль наук. 7

§2. Школы неоклассического направления экономической теории 8

Основными школами, которые представляют неоклассицизм, являются:

    Австрийская (К.Менгер, Ф.Визер, Э.Бем-Баверк);

    Лозаннская (Л.Вальрас);

    Американская (Дж.Б. Кларк);

    Кембриджская (А.Маршал).

§2.1. Австрийская школа политической экономии

Основателем австрийской школы является Карл Менгер (1840-1921), профессор Венского университета. Он родился в дворянской семье и получил образование в Венском и Пражском университетах. В 1871 г., ещё до начала своей будущей университетской карьеры, К. Менгер издал произведение «Основания политической экономии». Второе издание названного фундаментального труда вышло в свет только в 1923 г., через два года после смерти автора. Вторая крупная работа К. Менгера – «Исследования о методе социальных наук и политической экономии в особенности» (1883).

Одним из крупных представителей австрийской школы является Фридрих фон Визер (1851-1926), барон, получивший образование в университетах Германии и Австрии, ученик К. Менгера и его преемник на кафедре политической экономии в Венском университете. Основные работы Ф. Визера: «Происхождение и основные законы хозяйственной ценности» (1884), «Естественная ценность»(1889), «Закон власти» (1926).

Наиболее ярким представителем австрийской школы стал Евгений Бём-Баверк (1851-1919), дворянин, профессор Венского университета, министр финансов Австрии, президент Австрийской академии наук, как и Ф. Визер, по жизненный член верхней палаты парламента. Основные произведения Бём-Баверка: «Права и отношения», рассматриваемые с точки зрения народнохозяйственного учения о благах (1881), «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886), «Естественная стоимость» (1889), «Капитал и прибыль» (1889), «Позитивная теория капитала» (1891).

В основе экономической концепции австрийской школы лежит теория предельной полезности. Само понятие «предельной полезности» трактуется как ключевое. Термин «предельная полезность» и ввел в научный оборот Ф. Визер.

До появления концепции австрийской школы полезность определялась как объективное свойство вещи, как потребительская стоимость товара, т.е. его способность удовлетворять те или иные человеческие потребности. Каждый из товаров обладает своей особой потребительной стоимостью, а обмен товаров есть обмен разнородными потребительными стоимостями, своеобразный обмен веществ в общественном организме. Поскольку товары как потребительные стоимости несоизмеримы, постольку основу пропорций обмена искали в затратах на их производство: либо в затратах труда, либо в издержках производства.

Австрийская школа дала противоположное толкование полезности: она определила полезность в субъективной форме, т.е. в связи с важностью для человека различных потребностей и настоятельностью, напряженностью каждой из них. Иначе говоря, субъективная полезность – это значимость данной вещи для удовлетворения потребностей данного человека.

§2.2. Лозаннская школа политической экономии

Основателем лозаннской школы неоклассического направления в политической экономии является Леон Вальрас (1834-1910). Вальрас проявляет глубокий интерес к проблемам экономической теории, которая становится делом всей его жизни. В 1870 г. он получает вновь открытую кафедру политической экономии на юридическом факультете Лозаннского университета (Швейцария). Уйдя в отставку в 1892 г., Вальрас не прекращает активной научной деятельности.

Основные работы Л. Вальраса: «Элементы чистой политической экономии, или теория общественного богатства» (вышла двумя частями в 1874 и 1877 г.г.); «Очерки социальной экономии. Теория распределения общественного богатства» (1896).

Признавая действенность объективных экономических законов в сфере производства, Вальрас считал, что законы сферы распределения устанавливаются сознательно человеческой волей с учетом требований справедливости. Этим обусловливаются задачи экономической теории и её структура. Последняя включает три раздела:

    позитивная теория рыночного хозяйства;

    нормативная теория распределения;

    прикладная теория, или теория политики.

Л. Вальрас считается основоположником теории общего экономического равновесия, получившей название замкнутой математической модели экономического равновесия (рис.3).

В самом общем виде эта модель может быть представлена в форме следующей схемы:

РЫНОК

Предприниматели

Владельцы производительных услуг

Продукты

Рис.3 «Рыночная модель по Вальрасу»

Состояние равновесия Л. Вальрас характеризует как такое, при котором эффективный спрос и предложение производительных услуг равны и при котором существует постоянная устойчивая цена на рынке продуктов, и, наконец, продажная цена продуктов равна издержкам, выраженным в производительных услугах.

§2.3. Американская школа политической экономии

Значительный вклад в формирование неоклассического направления в США внес Джон Бейтс Кларк (1847 – 1938).

Кларк родился в г. Провиденс и по окончании колледжа получал образование в двух европейских университетах: в Гейдельберге (Германия) и Цюрихе (Швейцария). Основным занятием Дж.Б. Кларка была преподавательская деятельность в американских колледжах и Колумбийском университете в качестве профессора экономики.

В своих экономических исследованиях он претендует на роль своеобразного научного арбитра в том великом споре, который не завершен и до настоящего времени. Кларк заявляет, что «право общества на существование в его настоящей форме и вероятность, что оно будет существовать в такой форме в будущем, оспаривается. Обвинение, тяготеющее над обществом, состоит в том, что оно эксплуатирует труд. Если бы это обвинение было доказано, то каждый честный человек должен был бы стать социалистом. Долгом каждого экономиста является проверка этого обвинения».

В области методологии Кларк отказывается от старого деления политической экономии на четыре части, изучающие производство, распределение, обмен и потребление. Он делит экономическую теорию на три естественных раздела:

    в первом изучаются универсальные экономические законы;

    во втором исследуется стационарное (статическое) состояние экономики;

    в третьем изучаются проблемы экономической динамики.

Кларк вносит новый элемент в понимание закона предельной полезности как основы ценообразования. По его мнению, каждое благо характеризуется наличием «связки полезностей ». Предельную ценность каждой составляющей оценивают отдельные группы покупателей, в результате чего формируется единая рыночная цена данного блага: она представляет собой сумму предельных оценок всех свойств «связки полезностей» со стороны соответствующих групп покупателей.

Законы специфической производительности факторов производства состоят в том, что каждый фактор обладает специфической производительностью и его владелец получает тот доход, который создан именно этим фактором. Таким образом, капитал производит процент, труд – заработную плату, предпринимательская деятельность – прибыль, земля и капитальные блага – ренту. Другими словами, каждый фактор производства имеет свою долю в продукте и, следовательно, в доходах.

Величина этой доли определяется на основе закона убывающей предельной производительности, или иначе – закона предельной производительности. В экономической литературе этому закону присвоено имя его автора: «закон предельной производительности Дж.Б. Кларка».

§2.4. Кембриджская (английская) школа политической экономии

Основателем английской (кембриджской) школы экономической теории является Альфред Маршалл (1842-1924). С этим именем, как уже отмечалось ранее, связано оформление неоклассического направления в экономической науке. Преподавание политической экономии он начал в 1868 г., некоторое время работал в университетах Бристольском и Оксфордском, но основная его деятельность связана с Кембриджем.

Маршалл является автором нескольких работ по проблемам капиталистической экономики: «Экономика промышленности» (1889), «Промышленность и торговля» (1919), «Деньги, кредит и торговля» (1923). Главное произведение Маршалла вышло в свет в 1890 г. Это сочинение в русском переводе имеет три разных названия: «Принципы политической экономии», «Принципы экономической науки», «Принципы экономикс», что объясняется трудностями перевода на русский язык английского термина «economics». Она стала базой экономического образования и играла эту роль вплоть до 40-х г.г. ХХ в.

Особенностью методологии экономического учения Маршалла является принцип синтеза различных теорий:

    издержек производства;

    предельной полезности;

    спроса и предложения, воздержания;

    предельной производительности.

Маршалл не признавал наличия в экономике общества причинно-следственных связей и указывал, что здесь имеют место только «связи взаимодействия», т.е. связи функциональные. Их изучение требует применения математических методов. Вместе с тем, он предупреждал, что математическое изложение экономических явлений может оказаться хорошей математикой, но плохой экономикой.

Маршалл выступает против деления труда на производительный и непроизводительный. Все виды труда признаются производительными, поскольку каждый из них имеет своим продуктом полезность. Человеческий труд создает не материальные предметы как таковые, он создает полезности. Поэтому различие между трудом производительным и непроизводительным является искусственным, надуманным.

Центральное место в работе Маршалла занимает проблема цены. Графическое изображение разработанной им концепции цены носит название «крест Маршалла» (рис.4). Этот известный в науке график, на осях которого откладываются значения цен и объемов производства, представляющий собой пересечение двух кривых: нисходящей – спроса и восходящей – предложения. В точке пересечения этих кривых формируется равновесная цена.

Таким образом, равновесная цена трактуется как результат взаимодействия цены спроса, определяемой полезностью товара, и цены предложения, определяемой издержками его производства. Следовательно, цена (стоимость) имеет два основания и противопоставление их друг другу несостоятельно. «Мы могли бы, - говорит Маршалл, - с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и в том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц». В этом образе «лезвий ножниц» зафиксирована сущность двухкритериальной концепции цены (стоимости).

P

S

Рис.4. «Крест Маршалла».Модель формирования равновесной цены P равн и равновесного объема продаж Q равн

Ученик Маршалла, один из наиболее крупных критиков неоклассицизма и основателей нового мощного направления в экономической теории ХХ века, Джон Мейнард Кейнс писал о своем учителе: «Маршалл был первым в истории великим экономистом в подлинном смысле этого слова, первым, кто свою жизнь посвятил созданию экономической науки в виде самостоятельного предмета, строящегося на собственных постулатах и отличающегося таким же высоким уровнем научной точности, как естественные или биологические науки. Маршалл был первым, кто занял по отношению к этому предмету профессиональную научную позицию, как к научной дисциплине, стоящей над текущими спорами и вне их, дисциплине, настолько же далекой от политики и политических воззрений, как физиология от представлений рядового врача».

Заключение

В начале XX в. неоклассическая школа представляла собой ведущее направление в западной экономической науке. Именно в начале XX столетия ускорился процесс перехода рыночного хозяйства в иной режим – несовершенной конкуренции или к состоянию монополистического капитализма. Этот процесс заставил ряд экономистов осознать необходимость модификации представлений неоклассической школы о характере хозяйственного процесса, корректировки господствовавших теоретических представлений о механизме функционирования и развития рынков, формирования издержек и цен, закономерностей взаимодействия спроса и предложения и т.д.

Возникновение неоклассического направления представляло, с одной стороны, реакцию на классическую школу, в том числе марксизм, с ее стремлением анализировать глобальные динамические процессы и закономерности развития капитализма. С другой стороны, оно отражало стремление экономистов того времени сформулировать закономерности оптимального режима хозяйствования отдельных предприятий (фирм) в условиях системы свободной конкуренции, определить принципы экономического равновесия этой системы. Обе задачи решались на путях кардинального пересмотра, как предмета, так и метода политической экономии, созданной классиками буржуазной экономической мысли.

Многие экономисты внесли свой вклад в создание и развитие неоклассической школы. Заслуга этих экономистов состоит и в том, что они попытались вписать в неоклассические рамки целый ряд реальных явлений, не получивших отражения в моделях рынка совершенной конкуренции. Благодаря им неоклассика нашла свое место в экономической теории.

С развитием экономической теории как науки менялись взгляды на ее предмет и практическую функцию.

Маржионалисты объявили предметом политической экономии поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп и людей, и т.д.), путей и средств достижения ими своих целей. Практическая функция сводилась к тщательному изучению мотивов поведения субъектов в конкретно-экономической ситуации. Главный практический вывод – обоснование экономической политики фирмы. С этим направлением связано появление микроэкономики.

А.Маршалл, попытавшийся синтезировать основные положения классической политической экономии и маржинализма, определял предмет экономической теории или политической экономии как исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком определении подчеркивается роль человека в экономике.

Рассмотрев неоклассическое направление, можно сказать что все представили вложили большой вклад в экономические отношения нашего времени. Если задуматься, то все что происходит вокруг нас – это спрос и предложение, потребление и прибыль, которые постоянно крутятся вокруг нас, но мы никогда не могли предположить, что теории неоклассиков XIX и XX вв. будут применятся в наши дни. Каждый из них добивался доказать полезность своей теории или метода, чтобы в итоге потребитель был удовлетворен. Единственное, что меняется, это только развитие, разрабатываются более новые и современные концепции, но их смысл применения в экономических отношениях не меняется. На мой взгляд, это и является самым главным аспектом, что их теории будут применятся и будут актуальны через десятки лет.

И в российской экономической литературе появляются определения экономической теории в качестве науки о том, как использовать ограниченные ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их, пытаясь удовлетворить безграничные потребности людей с целью всестороннего развития способностей и расширения возможностей человека.

Экономические теории развивались в поисках ответа на проблемы, поставленные хозяйственной практикой, но они остаются лишь инструментом осмысления экономической действительности и прогнозирования ее динамики. Все направления экономической теории как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо берут различные аспекты жизнедеятельности человека. Предмет этой науки чрезвычайно сложен и многообразен, потому что сложна и многообразна жизнедеятельность человека, в том числе и экономическая, что не позволяет дать краткое и в то же время всеобъемлющее определение.

Список литературы:

    ДавыденкоЛ.Н.«Экономическая теория», Минск, 2007;

    Куликов Л.М. «Экономическая теория», Проспект, -М, 2004;

    Маршалл А. «Принципы политической экономии», - М.: Прогресс, 1993;

    Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана. Экономическая теория/ под ред. Лобачевой Е.Н.,-М., Высшее образование, 2009;

    Неоклассическое направление экономической теории [Методические указания для студентов экономического факультета]/ «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина» Кафедра общей экономической теории, -Иваново, 2004;

    РИНХ. Экономическая теория для бакалавров [учебно-методическое пособие] / под ред. д-ра экон. наук проф. Кузнецова Н.Г., канд. экон. наук проф. Лубнева Ю.П., -Р-н/Д, 2010;

    Экономическая теория: [учебник для студентов ВУЗов, обучающимся по экономическим специальностям] / под ред. И.П.Николаевой; 2-е изд. – М, 2008;

    Экономическая теория/ под ред. Кузнецова Н.Г., Март, -М-Р-н/Д, 2007;

    Экономика и управление на предприятиях: научно-образовательный портал, 2002-2008, -http://www.eup.ru;

    Википедия: свободная энциклопедия, 2011,- http://www.wikipedia.ru.

Рецензия на курсовую работу

студентки: Журавлёвой А.С.

факультет: Коммерции и маркетинга , I курса, группы YKZS -211

номер зачетной книжки:09064

на тему №72:

Рецензент: , год.

Рецензия на курсовую работу

по кафедре Экономической теории

студентки: Журавлёвой А.С.

факультет: Коммерции и маркетинга , I курса, группы YKZS -211

номер зачетной книжки:09064

на тему №72:«Неоклассическое направление экономической теории»

Рецензент: , год.

1 Экономическая теория: [учебник для студентов ВУЗов, обучающимся по экономическим специальностям] / под ред. И.П.Николаевой; 2-е изд. – М, 2008. – с.2-7

2 РИНХ. Экономическая теория для бакалавров [учебно-методическое пособие] / под ред. д-ра экон. наук проф. Кузнецова Н.Г., канд. экон. наук проф. Лубнева Ю.П.-Р-н/Д,2010,-с.2-8

3 Куликов Л.М. «Экономическая теория», Проспект, -М, 2004,-с.45

4 Неоклассическое направление экономической теории [Методические указания для студентов экономического факультета]/ «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина» Кафедра общей экономической теории, -Иваново, 2004, -с.6-8

5 Куликов Л.М. «Экономическая теория», Проспект, -М, 2004, -с.42

6 Куликов Л.М. «Экономическая теория», Проспект, -М, 2004

7 Экономическая теория/ под ред. Кузнецова Н.Г., Март,-М-Р-н/Д, 2007, -с.482-483

НеоклассическоеКонтрольная работа >> Экономика

Маржиналисты второй волны, ставшие родоначальниками неоклассического направления экономической теории , благодаря замене каузального подхода функциональным...