Лувр краткое описание музея. Музей Лувр в Париже: знаменитые картины и особенности экспозиции. Лувр во время войны

Кто-то посещает столицу Франции по делам бизнеса или ради дорогих бутиков, кто-то ищет развлечений, а кого-то манит его удивительная архитектура, история и искусство. Музей Лувр в Париже стал местом паломничества миллионов людей, приезжающих из самых отдаленных уголков мира, чтобы увидеть его сокровища собственными глазами. В нем гармонично сочетается прошлое с настоящим, и даже Пирамида Лувра – строение наших дней, находит отклик в сердцах путешественников ничуть не меньше, чем загадочная картина Мона Лиза.

Многогранность Musée du Louvre

Музей Лувр по праву носит титул самого популярного и большого художественного музея, занимая площадь 160 106 кв. м (под выставками 58 470 кв. м). Если продолжать опираться на цифры, то внушительно выглядит количество посещений в год – более 9 млн. человек.

Приобретайте Париж Museum Pass, который дает возможность свободного входа более чем в 60 музеев в Париже!!! Купить Museum Pass можно по ссылке


Где находится Лувр?

Лувр находится в центральной части города на правом побережье Сены в по авеню Риволи в здании бывшего королевского дворца, расположенном между храмом Сен-Жермен-л’Осеруа и садом Тюильри. Рядом с ним стоит памятник, где на резвом скакуне красуется Людовик XIV, от которого берет начало главная историческая ось Парижа.

Музей собрал в своих залах невероятное количество реликвий, представляющих не только минувшие эпохи Европы, но и культуру других стран: Египта и Греции, Ближнего Востока и Ирана, Африки, территории Океании и Америки.


Своими коллекциями Лувр делится с другими музеями, представляющими произведения искусства в определенном ключе (примитивизм, античная религия, современное направление, импрессионизм и постимпрессионизм, другое). Картинами, скульптурами и прочими артефактами можно полюбоваться в стенах Орсе, музее набережной Бранли и Guimet, а еще в филиалах Лувра, расположенных в промышленном французском городе Лансе и в Абу-Даби на территории ОАЭ.

Что значит «Лувр»?

Бесспорно, название дворца звучит красиво, но этимологам стало интересно докопаться до корня его происхождения. В разработке побывало несколько версий, а наиболее популярны три:

  • Для строительства было выбрано место под названием «Люпара» (Lupara). Однако откуда взялся этот термин, выяснить не удалось, но есть предположение, что оно происходит от латинского «люпус» (lupus), что значит «волчанка». Сегодня так называется болезнь, но во времена Филиппа-Августа, правящего Францией на границе XII-XIII веков, под названием могли подразумевать обиталище волков.
  • Ближе к истине вторая версия происхождения наименования, по которой «lauer» или «lower» на старофранцузском значит «сторожевая башня».
  • Еще одну правдоподобную теорию выдвинул историк XVII столетия А. Соваль, считавший, что производными являются слова нелатинского происхождения » leower ou lower, leovar, lovar или lover», означающие «форт», «укрепление».

Но если происхождение слова вызывает любопытство, то история самого дворца куда более длинная и захватывающая, уводящая к началу XII столетия, когда в самом разгаре были крестовые походы и охота на еретиков.

История Лувра

Отправляясь в 1190 году в очередной военный поход с Ричардом Львиное Сердце (которого еще называли Ричард Да-и-Нет за склонность менять мнение под влиянием собеседника), король Филлип II Август, дабы не оставлять свои земли на растерзание алчным родственникам (особенно династии Плантагенетов) и другим претендентам, основывает строительство крепостной преграды с башнями.

Возведение заняло 20 лет, и в итоге по обе стороны Сены появились две стены – Нельская и Луврская. Перед последней и вырос замок, позже ставший королевским дворцом. Постепенно Лувр превращался в неприступный форт с десятками башен, радикально отличаясь от нынешнего роскошного здания. Каменные стены толщиной 2,5 м были увешаны бойницами, щетинились высокими зубцами, а вокруг них пролегал водяной ров с высокими срезанными берегами.

В те времена монарший замок находился на западе острова Ситэ, а новая крепость стала хранилищем казны, военного арсенала, и служила тюрьмой. Только при Карле V статус сооружения изменился, и из оборонительного бастиона оно постепенно трансформировалось в уютное и прекрасное гнездышко.

Смена приоритетов – от унылой серости к пышному убранству

Для удобства монаршей семьи тут обустроили шикарные апартаменты с жилыми корпусами и парадными лестницами. В стенах пришлось пробить окна, а на крыше выросли печные трубы и симпатичные пинакли. Сюда также было перевезено огромное собрание книг, и 973 тома положили начало царской библиотеке.

Однако только с 1546 г. при Франциске I Лувр становится официальной королевской резиденцией. Чтобы облагородить его, пригласили архитектора Пьера Леско и мастера скульптур – Жана Гужона, которые придали зданию вид в духе периода Возрождения. Архитектор работал над юго-западным крылом, так называемого, Квадратного двора.

Он сумел объединить изысканные грани, строгие соединения вертикалей и горизонталей с богатством и утонченностью скульптур настолько умело, что крыло Леско и сегодня признается непревзойденным творением зодчества французского Ренессанса. Оно находится возле левой части выхода Квадратного двора, примыкающего ко двору Наполеона.

В 1564 году к благоустройству приложила руку «черная» королева Екатерина Медичи, навсегда запомнившаяся тем, что спровоцировала Варфоломеевскую ночь. Ее идеей стал с садом на земле, прилегающей к Лувру. Так она планировала всегда оставаться рядом с правящими страной сыновьями, помогая им мудрым советом и наставлениями.

Свежие формы архитектуры и галерея мастеров

В 1589 году после длительной борьбы за власть на французский трон садится Генрих IV и сразу приступает к задуманному им «Большому проекту». Он убирает остатки средневековых сооружений ради расширения внутреннего патио и соединяет с помощью Большой галереи в 210 метров Лувр и Тюильри.

Над проектом работали зодчие Луи Метезо и Жак Андруэ, отдав низший этаж под мастерские и разного рода лавки, а при Красном кардинале Ришелье тут работали типография с монетным двором. В XVII столетии галерея Лувра приютила мастеров, не вошедших в семью узаконенных цехов.


В королевском указе значилось, что ее территория должна быть обустроена так, чтобы соответствовать потребностям великих кудесников в области живописи, ваяния, ювелирного и часового дела, создания холодного оружия, парфюмерии, коврового и восточного искусства, производства физических инструментов и труб для фонтанов.

По сути, эти мастера творили под теплым и уютным крылышком монарха. Не принадлежа ни к одной официальной школе, они могли производить товары, свободно продавать их, не отчитываясь перед цехами, а также обучать собственных учеников.

Это невероятно злило цеховщиков, которые ничего не могли с этим поделать, и от бессилия заявляли, что настоящие и честные представители своего дела никогда не согласились бы на работу при Лувре. Естественно, эти громкие заявления не имели никакой силы.


Пока официальные цеха злорадствовали, мастера, работающие в галерее королевского дворца, процветали, создавая прекрасные образцы роскоши. Причем тут могли работать представители любых национальностей, и на огромной площади соседствовали турки с их знаменитыми расписными коврами, голландские гранильщики, множество итальянцев и фламандцев наряду с другими представителями наций.

В 1620 году зодчий Жан Лемерсье реализует личный проект по возведению главного строения Квадратного двора – павильона Часов, имевшего три арочных хода.

Поскольку места было слишком мало, он предложил увеличить площадь территории вчетверо, но исполнить задумку смогли только во время правления следующего по счету Людовика – «короля-солнце».

С приходом нового хозяина всегда грядут большие перемены. Людовик XIV не стал исключением, и с энтузиазмом взялся за благоустройство наследия с учетом индивидуального вкуса.

Сносились старые застройки, увеличивались территории, пристраивались новые корпуса, а отличительной чертой данного временного отрезка стала Восточная колоннада.

Архитектор Джованни-Лоренцо Бернини из Италии вообще предложил радикальное решение – полностью разрушить здание и возвести на его месте совершенно новое, соответствующее духу текущей эпохи. В этом можно узреть неудержимую жажду еще больше прославить свое имя при жизни и навсегда вписать его в скрижали истории, поскольку для реализации задумки он предложил собственный план.

Его затею восприняли в штыки другие архитекторы и придворные монарха, а потому ей не суждено было сбыться. Зато другие зодчие, пользуясь любимым инструментом французского двора, а именно интригами и подкупами, добивались, чтобы их планы в отношении перестройки здания находили положительный ответ.

После возведения Восточной колоннады в 1680 году король устал от столицы и Лувра, и перебрался со всем окружением в . Но галерея дворца продолжала разрастаться. Сюда стремилось все больше умельцев, а старожилы постепенно расширяли работающие конторы. Например, резчик по металлу, эбенист и мастер позолоты Андре-Шарль Буль создал семейный бизнес с четырьмя своими сыновьями, установив в мастерской 18 станков, на которых вырезались предметы из черного дерева.

Он создавал отдельные детали, а затем собирал их воедино, производя бюро и другие предметы мебели, украшенные мозаикой и изящными медными элементами; изысканные корпуса для часов; выполненные из цветной древесины книжные шкафы с встроенными зеркалами; шикарные люстры; пресс-папье.

Перерождение дворца в музей

О том, чтобы превратить королевский дворец в музей, заговорили еще в XVIII веке при Людовике XV. Начавшийся при нем процесс завершился с французской революцией.

Впервые залы Лувра приняли первых посетителей в августе 1793 года.

Далее заботу о нем принял на себя Наполеон I, и во время Первой империи он носил имя «музей Наполеона». Затем эстафета перешла Наполеону III, при котором все работы по очередной перестройке были закончены, и у архитектурного ансамбля появилось северное крыло, протянувшееся вдоль авеню Риволи.

Но и это не стало окончательным перевоплощением Лувра. Случилось это в 1871 г., когда разрушивший Тюильри в период осады Парижской коммуной пожар был позади.

А относительно недавним новаторством стала пирамида Лувра, полностью собранная из стекла.


Ее прототипом является пирамида Хеопса (Гиза) – крупнейшая из ныне известных в Египте. Вес стеклянной копии примерно 180 тонн, высота 21,65 м при длине основы 35 м и угле наклона 52 градуса, а сама конструкция состоит из 70 деталей треугольной формы и 603 ромбовидной.

Она находится в окружении небольших фонтанов и трех пирамидальных фигур поменьше, выполняющих роль иллюминации. Придумал ансамбль Клод Энгл – американский архитектор с китайскими корнями. Строительство велось в 1985-1989 годах, и вначале вызвало бурю негодований, что для Парижа вполне естественно.

Сегодня без стеклянного сооружения, выполняющего роль входа с кассами, Лувр представить довольно сложно, особенно после выхода романа Д. Брауна «Код да Винчи», в котором автор решил упокоить Марию Магдалину, как символ Священного Грааля, в перевернутой части конструкции.


Есть и другая занимательная версия, по которой в нижней части пирамиды покоится Франсуа Миттеран – французский президент того периода, когда закончилось возведение сооружения.

Она привлекает творческих личностей, и однажды уличный художник JR, знаменитый своими объемными работами, решил поразить столичных жителей и туристов необычной иллюзией. На обратной стороне строения бала наклеена черно-белая фотография дворца в его реальную величину с точным повторением всех деталей. При определенном ракурсе фотография безупречно совпадала с архитектурой здания, заставляя при этом пирамиду исчезать, словно растворяясь в воздухе.

Наращивание коллекций

Начальные 2 500 экспонатов выставочных залов были собраниями полотен, принадлежащих еще Франциску I и Людовику XIV. Последний выкупил 200 картин у банкира Э. Жабаха, а легендарная «Джоконда» Леонардо и рафаэлевская «Прекрасная садовница» некогда были приобретены Франциском I наряду с остальной коллекцией, принадлежащей самому да Винчи, но проданной, когда его земные дни завершились.


Свои сокровища Парижский музей Лувр собирал разными путями. Некоторые передавались сюда из других запасников, одни были дарованы при жизни владельцев или завещаны после их кончины, другие конфискованы во время революционных волнений, добыты в военных походах или на археологических раскопках.

Среди знаменитых скульптур Венера Милосская, приобретенная французским послом у Турции сразу, как она была найдена. А Нику Самофракийскую обнаружил в 1863 г. на острове Самотраки французский археолог Ш. Шампуазо. К сожалению, статуя была расколота на несколько частей, и ее пришлось собирать словно пазл.

Ныне музей Лувр, а ранее дворец французских королей, не растерял своей роскоши со сменой статуса, и даже установленная в центре площади возле него стеклянная пирамида ничуть не убавила исторического очарования.

Оставаясь самым посещаемым и неподражаемым, он демонстрирует посетителям собранные на протяжении многих десятилетий коллекции картин и набросков, гравюр, бронзовых предметов, скульптур и гобеленов, керамики и фарфора, прекрасных драгоценностей и изделий из слоновой кости. В его запасниках более 300 000 удивительных экспонатов, но только небольшая часть (35 000) одновременно наполняет залы Лувра.

В собраниях представлены артефакты древних цивилизаций, всех периодов средневековья, а также жемчужины первой половины XIX века. Тут во всей красе преподносят себя древний Восток, Греция, Рим и Этрурия, скульптурные композиции и знаменитые статуи, искусство Ислама, графическое и изобразительное искусство и разрозненные предметы, представляющие интерес.


Каждой теме посвящены свои залы, а особое внимание уделено культуре Египта, чьи свидетельства прошлого разместились в 20-и комнатах. Некогда эта большая коллекция принадлежала Франсуа-Жану Шампольону, сумевшему расшифровать египетские иероглифы.

Отдел, посвященной этой теме, был основан королем Карлом Х весной 1826 г. Сегодня столь обширный паноптикум поделен на 3 составляющие: римский и коптский Египет; хронологическое экспозиционирование; тематическое экспозиционирование. Не меньшим интересом пользуются экспозиции, посвященные Греции, Риму и Этрурии.


Из глубины веков на вас томно взирает Венера Милосская и о чем-то задумался Ганимед, расправила крылья величественная даже без головы и рук Ника Самофракийская, в непринужденной позе замерли Адонис и Аполлон, приветствует размашистым жестом Александр Великий и Афина из Веллетри.


В коллекции изваяний музей первоначально отдавал предпочтение античным статуям (за исключением творений Микеланджело), но в середине XIX века было решено основать 5 новых зон для выставки средневековых скульптур эпохи Возрождения, созданных до XVIII столетия. Чуть позже (в 1850 г.) сборник статуй разбавил средневековых период.

Среди предметов искусств и сейчас достаточно много уникальных артефактов, но этот паноптикум продолжает расширяться, включает новые статуэтки, гобелены, предметы мебели, фантастической красоты драгоценности от средневековья до XIX столетия.

Известные картины Лувра, это совершенно потрясающая, фантастическая подборка из 6 000 полотен, представляющих картины Леонардо Да Винчи, Эжена Делакруа, Диего Веласкеса, Рафаэля и его ученика Луку Пенни, Андреа Мантеньи, Пауля Рубенса, Тициана Вечеллио, Рембрандта Харменс ван Рейна и еще многих авторов, перечислить которых за раз очень сложно.


Но основной достопримечательностью музея, несомненно, является женщина с самой загадочной улыбкой, над разгадкой которой не одно столетие бьются маститые эксперты по картинам – Мона Лиза кисти Леонардо да Винчи.


Глядя на мировые шедевры, невольно задумываешься: что чувствовали и хотели передать своими полотнами художники, в какие дебри безумия они забредали? Какие страсти переживали, какая судьба уготована была каждому и сколько взлетов и падений, триумфа и разочарований они испытали? Как часто они переживали унижения, нанизанные на редкие лучи славы?

На фоне всех этих жизненных страстей даже обидно, что миллионы людей, проходя мимо великих произведений, бросают на них лишь беглый взгляд, стараясь быстрее перейти дальше.


Экскурсия по Лувру превращается в марафон, в котором надо успеть увидеть и запечатлеть на фото по возможности больше. Совсем не остается времени на осознание, что за каждым мазком скрыта душа художника, его муки и терзания, бессонные ночи, желание передать главный смысл, собственное мировоззрение и целая эпоха. Но винить людей за это не стоит, ведь чтобы изучить более внимательно каждый экспонат, потребуется не менее 4-х лет!

Картины Лувра (Фотогалерея)

1 of 22

Полотен разных живописцев собралось так много, что написанные после 1848 г. было решено передать в .

Залы Лувра

Каждый зал Лувра, это конкуренция шика, богатства и помпезности. В галерее Аполлона перехватывает дыхание от прекрасных полотен в окружении ангелочков и обрамлении золота.


В гостиной Наполеона явно виден любимый полководцем стиль ампир. Спинки стульев, обитых дорогой тканью, как и диваны с фигурными ножками, напоминают арфу; с потолка свисают многоярусные хрустальные люстры, а стены украшают картины, пухлые херувимы, лепнина и много позолоты.

Лувр (панорама внутри)

Бродя по огромным залам в потоке туристов, сложно представить, что когда-то в многочисленных комнатах плелись заговоры, а в запутанных коридорах дворца за тяжелыми портьерами устраивали засады дворяне и подкупленные слуги, дабы избавиться от неугодного фаворита.

Бельфегор призрак Лувра

Не секрет, что при дворе процветали подкупы, сплетни и прочие коварства. На протяжении многих лет в его стенах сгинуло немало людей, а сейчас коллекции музея постоянно пополняются свеженькими мумиями, а потому неудивительно, что это породило множество сплетен и легенд, в которых главная роль отведена духам.

Бельфегор призрак Лувра – это не только мистический фильм по сценарию Даниэля Томпсона с Софи Марсо в ведущей роли, но и одна из местных легенд. Говорят, что по коридорам ночами действительно бродит архидемон, навевая персоналу и зазевавшимся посетителям их самые потаенные ужасы.

Еще, если 9 июня удастся остаться допоздна возле апартаментов Екатерины Медичи, возможно, вам повезет встретить призрак убитой ею при помощи отравленных перчаток королевы Жанны. Именно в этот день она отошла в мир иной, и теперь пытается поквитаться с мучительницей, приходя ежегодно к ее опочивальне полупрозрачным духом.

Конечно, не обошлось тут и без таинственной Белой дамы, образ которой в Европе считается дурным предзнаменованием.

Билеты в Лувр

Билеты в музей стоят 15 евро, а чтобы экскурсия стала познавательной, возьмите за 5 евро аудиогид. Бесплатно открыто каждое первое воскресенье в период октябрь-март.


Свободный вход также для молодежи до 18 лет, скульпторов и художников, малоимущих, лиц с ограниченными возможностями и их сопровождающих, для граждан ЕС возрастом 18-25 лет.

Панорама Лувра

Где находится Лувр, как к нему добраться и время работы

На правом берегу Сены в центре Парижа возвышается великолепный барочный дворцовый комплекс, в котором собрана грандиозная коллекция шедевров искусства античной и западноевропейской цивилизации. Это всемирно известный музей Лувр.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 июля:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

До того, как стать крупнейшим в мире, дворец пережил немало трагедий, интриг, заговоров и восстаний. В разное время он служил средневековой крепостью, королевской резиденцией и народным собранием. Формирование комплекса неотъемлемо связано с историей Франции.

В конце XII века по инициативе короля Филиппа II Августа была воздвигнута крепость, предназначенная для защиты Парижа от нашествия норманнов и англичан. Сооружение представляло собой цилиндрическую башню, окружённую надёжными высокими стенами с массивными воротами. Средневековый феодальный замок был назван Лувром, что в переводе с франкского языка означало «быть на страже». В нём находились казначейство, ценные архивы и тюрьма.

Со временем Париж разрастался. Появление новых строений вокруг крепости способствовало существенному преобразованию Лувра. Оказавшийся в центре города, замок потерял своё оборонительное значение. В XIV веке монарх Карл V преобразует мрачную цитадель в королевскую резиденцию. Были построены новые башни, разбит роскошный сад и обустроены помпезные королевские апартаменты. Суровые зимы, голод, эпидемия чумы, крестьянские восстания и войны с Англией на долгие годы привели резиденцию французских королей в жалкое состояние.

На протяжении всего XV века Лувр пребывал в запустении. Монархи проживали вдали от столицы. Кардинальные изменения произошли в XVI столетии, когда на престол Франции взошёл Франциск I, вернувший королевскую резиденцию в Париж. Замок полностью перестраивается в ренессансном стиле. Вместо средневековых башенных сооружений и стен начинается долгое строительство дворца с новыми крыльями, внутренним двором, аркадной галереей, расширенными парадными залами, крытым пассажем и декорированными фасадами.

Реконструкция Лувра было приостановлено на некоторое время, когда в 1682 году король Людовик XIV решил перенести свою резиденцию в Версаль (пригород Парижа). Несмотря на то, что здание оставалось незавершённым, в королевских апартаментах разместились французские живописцы, скульпторы, учёные и бродячие торговцы. С 1699 года во дворце стали проводить художественные выставки для привилегированного дворянства.

После Французской революции Лувр становится культурным достоянием народа. В нём был открыт первый художественный музей Франции. Отныне парижане моли любоваться шедеврами искусства королевской коллекции. Комплекс стал доступным для всенародного обозрения. Во время правления Наполеона I Лувр пополняется новыми произведениями искусства, конфискованными у знати, эмигрантов и духовенства. Военные победы императора обогащали комплекс уникальными экспонатами, вывезенными французскими войсками из покорённых стран.

Королевский дворец

В течение нескольких столетий королевский дворец Лувр, являющийся символом французского государства, неоднократно перестраивался и расширялся. Каждый монарх вносил свои коррективы во внешний облик архитектурного комплекса. Современный вид приобрёл в 1871 году. Периметр составляет более 1,5 километров.

Архитектурный ансамбль состоит из трёх главных корпусов. Одно крыло простирается вдоль набережной Сены, другое тянется параллельно улице Риволи. По центру расположено квадратное здание с внутренним двором. Фасады украшены роскошными аркадами, колоннадами с витиеватыми капителями, пилястрами, рельефными изображениями, балюстрадами, полукруглыми и треугольными фронтонами и многочисленными скульптурными изваяниями.

Создание коллекции

Король Франциск I заложил основу первого собрания произведений искусства Лувра. Побывав в Италии, монарх был очарован великолепием достижений культуры эпохи Возрождения. Он привёз во Францию множество картин и скульптур, несущих идею вечного стремления человека к совершенству. В 1517 году Франциск I пригласил во Францию знаменитого художника Леонардо Да Винчи.

Король оказал мастеру тёплый приём и назначил его главным придворным живописцем. После смерти гениального Леонардо в Лувре остались 19 его картин, среди которых самым знаменитым полотном являлся портрет Моны Лизы. Королевская коллекция постоянно пополнялась художественными шедеврами, прославляющими могущество монархии. Особенно рьяными ценителями произведений искусства были великие министры Франции разных эпох: Ришелье, Мазарини и Кольбер.

Они, не скупясь, приобретали полотна со всего мира. С XIX века свой вклад в формирование коллекции Лувра вносят археологи, активно работающие в Египте и на Ближнем Востоке. Были привезены уникальные старинные артефакты, манускрипты и древние статуи.

Лувр сегодня

Площадь внутренней территории музея составляет 60 000 квадратных метров. Ежегодно достопримечательность французской столицы посещают более 8 миллионов туристов. Коллекция музея представлена 370 000 экспонатами, рассредоточенными в корпусах дворцового комплекса. На сегодняшний день Лувр относится к числу самых крупных музеев мира. Дворец располагает богатой коллекцией произведений искусства от античных времён до середины XIX века. Лувр входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Похищение Джоконды

В 1911 году один из старых сотрудников музея беспрепятственно пробрался в павильон с художественными произведениями и похитил «Джоконду» Леонардо Да Винчи. Лишь спустя сутки было обнаружено исчезновение полотна. Несколько лет полиция не могла разыскать портрет, который находился всё это время в скромной квартире грабителя.

Из-за происшествия разгорелся невероятный скандал, после чего картина итальянского мастера стала самым известным и загадочным шедевром в истории искусства. Стало очевидно, что музей испытывает трудности с обеспечением безопасности хранения коллекции. Лувр нуждался в проведении внутренних реформ в этой сфере. Вместо должности директора музея был назначен комиссар, который увеличил количество охранников и ввёл строгие правила посещения Лувра. Были переоборудованы все выставочные залы, установлен лифт и проведено электричество.

Зачем понадобилась пирамида

Стеклянная пирамида Лувра служит главным входом. Сооружение было воздвигнуто в 1989 году американским архитектором Бэй Юймин, согласно крупному проекту по реставрации комплекса. Строение контрастирует с великолепными зданиями и придаёт архитектурному ансамблю некий современный шарм. Первоначальной задачей создания пирамиды с подземным входом в музей являлась разгрузка исторических входов, которые с большими трудностями справлялись с бесконечными потоками посетителей.

Описание

Он состоит из трёх корпусов. Они связаны между собой подземным переходом. Это крылья Ришелье, Денона и Сюлли. В просторных помещениях Лувра можно увидеть многочисленные объекты искусства, характеризующие разные исторические эпохи - картины, скульптуры, королевскую мебель, фарфор, гобелены, предметы быта, драгоценности, античные статуи и артефакты.

Роскошные интерьеры музея захватывают дух. Залы декорированы потолочными арками с изящными колоннами, фресками и барельефами. Помещения, в которых выставлены античные экспонаты Древней Греции, Египта, Ближнего Востока расположены на первых этажах. Изобразительное и прикладное искусство занимают второй и третий этаж.

Экспозиция

Павильоны Лувра представляют коллекции ценнейших экспонатов, олицетворяющих культурное достояние разных эпох и народов. Экспозиция разделена на тематические зоны. Это египетский и ближневосточный антиквариат, греческие и римские скульптуры, артефакты французских королей, картины великих художников всего мира. Заслуживает внимания большой зал с арочным потолком, где среди стройных колонн стоят греческие скульптуры. Античные изваяния выражают красоту человеческого тела.

Важное место в экспозиции Лувра занимает безрукая мраморная статуя Венеры Милосской. Это единственный в мире оригинал древнегреческой богини любви и красоты с полностью сохранившейся головой. Толпы туристов стекаются посмотреть на бесценный шедевр музея.

Самым популярным выставочным помещением Лувра является художественная галерея. Её стены украшены полотнами итальянских живописцев - Рафаэля Санти, Доменико Гирландайо, Караваджо, Леонардо Да Винчи и многих других. В музее насчитывается более 6 000 картин. Коллекция изобразительного искусства поражает воображение. Перед посетителями предстают произведения художников Ренессанса, классицизма, импрессионизма и модернизма.

Яркий выставочный зал Лувра называется Галерея Аполлона. Потолок украшен великолепными фресками, изображающими сюжеты греческой мифологии. Картины заключены в позолоченные рамы, декорированные витиеватой лепниной. В этом помещении расположена также коллекция ювелирных изделий французских королей.

Самые известные картины

Каждый человек, даже не связанный с искусством, слышал о музее Лувр в Париже, который сами парижане зачастую называют Дворцом Муз. Находится он в самом центре исторической части города на улице Риволи (La rue de Rivoli). Знаменитая сокровищница Парижа соперничает с самыми известными достопримечательностями по посещаемости. Но богатства хранятся не только внутри Лувра, богата и удивительна сама история музея.

История Лувра

Почему Лувр называется именно так? Однозначного ответа на данный вопрос нет до сих пор. Есть несколько теорий, которые в равной степени имеют право на существование. Место, где сейчас расположен музейный комплекс, раньше был предместьем Парижа. Здесь располагалась сторожевая крепость, поэтому некоторые исследователи считают, что название Лувр произошло от древнесаксонского «lower», что в переводе означает «крепость». Но при ней разводили собак специальной породы для охоты на волков – «луврье», что также перекликается с названием, а «loup» (лу) означает «волк». Третья версия – название произошло от наименования деревни Лувр (Louvres), которая находилась недалеко от Сен-Дени, пригорода Парижа.

В любом случае, Лувр изначально не задумывался как музей. В 12 веке это была одна из крепостей, составляющих оборонную систему Парижа, которые были построены по указанию короля Филиппа-Августа.

В 1307г. король Карл V превратил Лувр в свою резиденцию. В то время замок-крепость представлял собой сооружение квадратной планировки с башней на каждом углу. По центру располагалась мощная цитадель высотой в 30 метров. Она служила и тюрьмой, и сейфом, и архивом и главной сокровищницей. Туда же Карл перевез свою обширную библиотеку, насчитывающую более 1000 рукописных книг, со временем построив для них специальную библиотечную башню. Именно эта коллекция стала основой для Национальной французской библиотеки.

Облик дворца в привычном его понимании, Лувр стал приобретать в начале XVI века, когда в нем решил поселиться король Франциск I. Он нанял архитектора Пьера Леско, приказав ему пристроить несколько корпусов, разбить сад, убрав при этом часть оборонительной стены. Знаменитый архитектор с помощниками активно модернизировал и расширял Лувр даже после кончины короля Франциска I, продолжая работу при других правителях, вплоть до своей смерти.

Вообще, каждый из монархов Франции, вне зависимости, жил он в Лувре или нет, что-то пристраивал и изменял в этом дворце. Постепенно замок наполнялся все большим количеством экспонатов, главным из которых считается знаменитая «Джоконда». Ее подарил Франции сам Леонардо да Винчи, как знак признательности за гостеприимство, которое оказала ему страна. Поэтому Мону Лизу можно считать родоначальницей собрания шедевров знаменитого музея.

Дворец полностью был отдан ученым и художникам в конце 17 века, после того, как король Людовик IV перебрался в Версаль . Первых посетителей Лувр как музей принял в 1747 году.

Самые знаменитые экспонаты музея

Музейный комплекс занимает порядка 210 тысяч кв.м., но под экспозиции отдано только 60600 кв.м. Очень сложно разместить на этой площади все сокровища, которыми обладает Лувр. Поэтому большая часть произведений храниться в запасниках.

Экспонаты тематически разделены на коллекции, в каждой из которых есть свои жемчужины.

Древний Восток

Коллекция представлена статуями, статуэтками и памятниками, самые знаменитые из которых: статуи Шеду в количестве двух штук, представляющие собой фантастических быков с крыльями из дворца Саргона II (VIII века до н.э.); Шумерская стела Эаннатума (XXV век до н.э.); статуэтка из алебастра Иби-ила из Мари (3 тысячи лет до н.э.).

Древний Египет

В отделе находится много статуй, саркофагов, папирусов, украшений, ножей и т.д. Одним их самых известных экспонатов этой галереи является нож Джебель-эль-Арака выполненный из кремния (3400-й год до н.э.).

Древняя Греция, Рим, Этрурия

Символами древнегреческой коллекции являются знаменитые статуи Ники Самофракийской (начала II века до н.э.) и Венеры Милосской (II век до н.э.).

Этрусская часть коллекции представлена раскрашенными терракотовыми статуэтками. Но самым знаменитым экспонатом является саркофаг с высеченными скульптурами супружеской четы из Черветери (VI век до н.э.).

Древний Рим представлен мозаикой, скульптурными портретами, медалями. Изюминкой являются сокровища из Боскореале – посуда и украшения из золота и серебра. Боскореале был соседом Помпеи, и разделил ее печальную участь при извержении Везувия.

Прикладное искусство

Музей обладает богатейшей коллекцией предметов прикладного искусства. Памятники средневековья занимают в ней особое место. Так, например сокровищницы аббатства Сен-Дени представлены итальянской майоликой, церковной утварью, лиможской эмалью, фарфором, бронзой, предметами мебели, и это далеко не все. Особое место в собрании прикладного искусства занимают драгоценности, некогда принадлежавшие французским королям.

Скульптуры

Богатейшая подборка представляет шедевры эпохи Ренессанса и произведения французских и итальянских скульпторов, самыми знаменитыми из которых являются фигуры рабов Микеланджело, рельеф из мрамора Донателло «Мадонна с младенцем» и рельефы Фонтана нимф Жана Гужона.

Живопись

Лувр в своих стенах содержит великолепное собрание картин, которые представлены работами самых известных мастеров разных эпох. Все перечислить невозможно, поэтому помимо «Джоконды» особо можно выделить несколько полотен: «Кающаяся Магдалина» Жоржа де Латура, «Коронация Наполеона» Жака Луи Давида, «Купальщица» Энгра, «Фрески виллы Лемми» Боттичелли, «Успение Марии» Караваджо, «Прекрасная садовница» Рафаэля, портреты работ Гоя и Веласкеса. Отдельно стоят работы Леонардо да Винчи, который является символом самого Лувра. Помимо «Моны Лизы» здесь находятся «Мадонна с младенцем и Святой Анной» и «Мадонна в гроте».

Стоимость билетов и план музея Лувра на русском языке

В Лувре нет главного входа как такового. Попасть в него можно как через стеклянную пирамиду, так и через огромный подземный магазин. На входе обязательно дадут путеводитель (так же Вы можете скачать его здесь Информация и план Лувра на русском языке). Но здание настолько огромное и запутанное, что на изучение схем входов и расположения галерей уйдет некоторое время. За один день осмотреть все экспонаты просто невозможно. Возможность осмотра и время работы конкретных галерей лучше уточнять на официальном сайте музея http://www.louvre.fr

По Лувру можно передвигаться как самостоятельно, так и в составе экскурсионных групп под предводительством гида. Входной билет в Лувр стоит 12 евро, сдвоенный – 15. Дети до 18 лет заходят бесплатно, а в первое воскресенье месяца вход становится бесплатным для всех посетителей. Экскурсии в музее проходят с 18 до 20 часов и стоят 60 евро с человека. Любителям индивидуальных программ экскурсия обойдется в 250 евро с человека. Хотя индивидуальными их вряд ли можно назвать, скорее экскурсии рассчитанные на маленькие группы не более 8-ми человек.

Расположение и как добраться

Лувр находится на улице Риволи, а это самый центр столицы. Так что добраться сюда можно без особых проблем на автобусе, метро, такси или пешком. Автобусные маршруты № 21, 24, 27, 39, 48, 68, 69, 72, 81, 95 имеют остановки как раз напротив входа в пирамиду. Если ехать на метро, то выходить следует на станциях «Louvre Rivoli» по первой линии или же «Palais Royal Musee du Louvre» 7-й линии. Если добираться до центра города из аэропорта, то на такси поездка обойдется в 45-70 евро, на автобусе 5,7-10 евро, на метро – 9, 10 евро.

Обзорное видео Лувра

Лувр - сокровищница мировой истории

Дарья Нессель | Июн 28, 2019

Лувр - богатый дворцовый комплекс, именно здесь нам улыбается своей загадочной улыбкой Джоконда, хранятся древние мумии и античные скульптуры, произведения искусства всех величайших художников истории. Давайте познакомимся с гордостью Парижа поближе.

Лувр является самым уникальным музеем мира не только по богатству коллекций (тут есть кому поспорить с его запасниками!), но и по своему архитектурному ансамблю. В отличие от, например, Эрмитажа, чей архитектурный облик был создан Растрелли, а затем лишь дополнялся постройками в стилистике первого зодчего, общий ансамбль Лувра сложился из трудов четверых великих, не похожих друг на друга архитекторов: П. Леско, Ж. Лемерсье, Ф. Делорм и К. Перро.

Трудам последнего и принадлежит знаменитый памятник французского классицизма – восточный фасад (тот самый, перед которым и сейчас находится знаменитый счастливый фонтан – хотя именно на его месте при Миттеране хотели возвести футуристический стеклобетонный куб, находящийся сегодня во внутреннем дворе Лувра).

История Лувра

Изначально место, где сейчас находится Лувр, было окружено крепкими стенами и рвом с водой, и являлось средневековой крепостью, построенной по приказу Филиппа II. Его цель – защита от викингов, нападавших на данную местность со стороны реки Сена. В 1190 году началась постройка двух башен, одну из них назвали Лаврской.

Учёные считают, что такое название цитадель получила из-за большого количества волков, водившихся на этой территории. Место назвали «волчьим», что в переводе на французский читается как «Лувения».

Другая версия гласит, что место изначально называлось Lupara – лупанариум в переводе не нуждается, поэтому пришлось облагораживать.

Лупанарий - публичный дом в Древнем Риме.

Туристы и сейчас могут увидеть части стен и башен, найденных при раскопках. Башни, ров и часть несущей стены находятся в одном из залов в лёгком полумраке, погружая нас в эпоху средневековья.

Со временем Париж начал расширяться, строились новые крепости и цитадель потеряла свою первоначальную оборонительную функцию. При Карле V Лувр значительно расширился, в нём хранилась казна. Королю понравилась крепость, он сделал её своей резиденцией, расширил и облагородил залы и фасад сооружения. Сюда же была перевезена большая, по меркам того времени, библиотека.

Помещения приспособили для проживания королевской четы, приближённых и свиты. В стенах прорубили дополнительные окна, добавили жилой корпус, несколько парадных лестниц. После смерти короля замок пришёл в запустение, монархи предпочитали другие места. Новый расцвет Лувра произошёл в период правления Франциска I. Он сделал свой выбор неслучайно, в первые годы своего правления он был пленён испанцами. Жители Парижа собрали огромную сумму денег, чтобы выкупить короля, а в знак благодарности он вернул резиденцию в центр Парижа - Лувр.

В XVI веке по поручению вдовы Генриха II, Екатерины Медичи, возле Лувра возвели новый дворцовый комплекс Тюильри, но после он сгорел и не был восстановлен. Архитектором дворца «Черепичка» (по-французски «le tuile» — глиняная черепица) был Филибер Делорм.

Между двумя дворцами, ещё во время существования Тюильри, по генеральному плану была возведена галерея. После она станет основой музея, при его планировании предполагалось, что в ней будет храниться королевская коллекция. Из-за взаимного ожесточения восставших и правительственных войск (а так же возможно из-за артобстрелов города) этот величественный дворец доступен нам сегодня только на картинах, эстампах и эскизах.



Расцвет Лувра произошёл в период правления Франциска I.

Вторая половина XVII века принесла новые широкомасштабные перестройки, были приглашены архитекторы со всего света, в итоге работу поручили французскому мастеру Клоду Перро. Он построил восточную колоннаду. Другой архитектор Лето создавал интерьер залов и холлов, где должна была размещаться коллекция.

В период правления Людовика XIV резиденция была перенесена в Версаль, в результате этого многие залы и помещения не достраивались долгое время. После потери статуса резиденции, в его стенах располагались различные учреждения, в комнатах размещались художественные мастерские, а иногда жили квартиранты, мебельщики, декораторы, скульпторы. С первыми залпами пушки Французской революции в стенах Лувра собиралось Национальное собрание.

Общедоступным музей Лувр стал в 1793 году. Первая выставка представила на суд общественности коллекции конфискованных картин, отнятых у аристократов.

Большой вклад в пополнения фонда внёс Наполеон. В каждом завоёванном городе были собраны редкие и ценные предметы искусства, которые немедленно доставлялись в Париж. После поражения его войск, многие экспонаты так и не были возвращены.

После 1870 года начался долгий процесс реконструкции здания и передача в собственность музея всех помещений, занятых административными учреждениями.

Строительство «Пирамиды»

Через сто лет по поручению президента началось строительство так называемого «Большого Лувра», произошла большая перепланировка, оборудованы новые входы и помещения. Заключительным штрихом реконструкции стало создание пирамиды архитектором Ео Минг Пейем. Были возведены одна центральная и ещё три маленьких пирамиды.

Для создания стекла были приглашены специалисты, нужно было сделать не только особо прочный материал, но и сделать поверхность, отражающую солнечный свет. Между пирамидами разместился бассейн, чуть выше уровня всей площади.

Чиновники были против строительства центральной пирамиды, аргументируя это тем, что она испортит исторический ландшафт площади и города. Но стеклянное изваяние полюбилось жителями и гостями столицы, став его визитной карточкой и одной и главных достопримечательностей.

Залы коллекций Лувра

Перед тем, как бросаться в музей, следует отметить, что вы сможете найти там картины и другие объекты искусства, попавшие в коллекцию до 1848 года.

В прошлом столетии было решено отделить от «национального музея» современное искусство (для чего был построен центр Помпиду, там можно полюбоваться на импрессионистов или пуантилистов), а доисторические артефакты (кроме египетских, греческих и римских) переместили в музей археологии.

Зал живописи и рисунка

Больше всего внимания привлекает главный отдел музея - «Живопись и рисунок». Именно там вы можете увидеть известную «Мону Лизу», другие шедевры мастеров всех стран – портреты Боттичелли и иконы Чимабуэ.

Более того, именно в этом зале музея порой открываются выставки (или целые залы) противоречащие «хронологическом отбору» — как, например, пользующийся огромной популярностью в этом году зал Делакруа, создававший свои картины после 1848 года.

«Мона Лиза» - главный шедевр Лувра

Картина приобрела большую известность в 1911 году, благодаря краже века. Работники Лувра похитили ценный экспонат, её нашли лишь по истечении двух лет, когда картину пытались продать на территории Италии. Все эти два года картина не сходила с заголовков различных журналов и газет.

Теперь Джоконда хранится за заграждением, сдерживающим толпу туристов и пуленепробиваемым стеклом. Эту картину вы точно не пропустите, по всем залам расставлены таблички, указывающие в каком направление идти к его главной достопримечательности.

Увидеть «Мону Лизу» нигде больше нельзя, из-за плохого состояния полотна руководители музея запретили вывозить её на временные выставки.

«Коронация Наполеона»

Другой ценнейший экспонат коллекции Лувра - картина «Коронация Наполеона». Художник Давид изобразил момент, когда на голову будущего императора опускается корона, преподносимая Жозефиной, а Пий Седьмой его благословляет.

Полотно было создано по личному заказу императора, но оно не совсем точно изображает момент коронации, например, на ней не было матери Наполеона, хотя на картине она изображена прямо по центру. Сам император изображён выше своего настоящего роста, а Жозефина намного моложе своих лет.

Зал скульптуры

Зал скульптуры один из посещаемых отделов Лувра. Именно там вы сможете сравнить статую Венеры Милосской с изваянием Ники Самофракийской.

Представление о чувственности женского тела чуть изменились, но не так уж и сильно. Характерно, что у более древней статуи «Юноши с Куроса» хоть одна рука, да сохранилась.

Венера Милосская

Ещё одна звезда - это статуя Афродиты или Венеры Милосской. Женская фигура из белоснежного мрамора - эталон женственности и красоты. У статуи нет рук, есть несколько легенд связанных с этим фактом. По версии учёных они были отломаны в результате конфликта французов и турок. По другой версии, она уже была найдена без рук.

Есть и более красивая версия. Скульптор искал идеальную натурщицу и до него дошли слухи о прекрасной девушке, жившей на острове Милос. Архитектор отыскал юную красавицу, влюбился в неё, она ответила ему взаимностью. В день, когда скульптура была почти готова, между мастером и его музой разыгралась нешуточная страсть. Девушка так сильно обняла его, что он задохнулся, а статуя так и осталась незаконченной.

Египетский зал

Во многом благодаря походам Наполеона и общим историческим (со времен Людовика Святого) контактам Франции с этим регионом, египетский отдел луврской коллекции является наиболее интересным и исключительным для европейских стран.

Вы увидите там древнейшие статуи («Писец из Саккарры»), удивительных животных, вроде крылатых шебу (интересно, кто такие? Добро пожаловать в Лувр!), коллекцию знаменитых фаюмских портретов.

Конечно, имеются и мумии.

Греческий зал

В отделе греческого, римского и – внимание! – этрусского искусства, мужчин прежде всего привлекут амфоры и вазы с росписями или инкрустациями в виде совокупляющихся пар и даже богов и чудовищ. «Камасутра» покажется скучным учебником.

Из более возвышенных объектов внимания заслуживают этрусские саркофаги с чудом сохранившейся глиняной лепниной, образцы древнего вооружения, римские статуи с сохранившейся инкрустацией. Все знают, что древние греки и римляне свои статуи раскрашивали, но в какие цвета – можно стоить только предполагать. Но верную ниточку подает цвет этих инкрустаций. Любопытна и статуя «Мальчик из Пьомбино».



В Лувре можно увидеть множество популярных предметов искусства.

Судьба которого тесно переплетается с историей страны. Стоит отметить, что Лувр - это не только архитектурный памятник, бывший дворец французских королей, но и один из самых известных музеев, самый большой в мире по количеству выставленных произведений искусства. Здесь собрана богатейшая коллекция экспонатов: барельефы из ассирийских дворцов, египетская живопись, античная скульптура… список можно продолжать и продолжать.

Место расположения Лувра

Открыт Лувр ежедневно. Попасть сюда можно двумя путями. Самая популярная (и самая красивая) дорога - с улицы Риволи. Она проходит через знаменитую стеклянную пирамиду, построенную в конце XX века. В этой пирамиде, объединившей отдельные части дворца, располагаются холл, гардероб, магазины и залы для временных выставок.

Второй путь проходит через станцию метро Palais Royal Musee du Louvre. Через подземный переход посетитель попадает в Зал Наполеона - это уже территория музея.

Особенности архитектуры и интерьера:

В последние годы Лувр не только постоянно реставрируется, но и дополняется новыми элементами. Музей вообще стал гораздо более доступным для посетителей. Внутренние помещения расширены, появилась возможность выставить многое «из запасников». Также здесь появился отдел «Средневековый Лувр».

В 1989 году во дворе Лувра была создана стеклянная пирамида, ставшая настоящим украшением сада де Тюильри. Сооружение связывает дворец с новыми залами. Автор пирамиды - американский архитектор китайского происхождения Йох Минг Пи. Высота строения 21 метр, окружает его фонтан. Рядом еще две пирамиды поменьше.

У Пи получилось то, что не удалось наполеоновским архитекторам. Построенная в 1806-1808 годах между Лувром и Тюильри триумфальная арка Карузель разочаровала императора. Теперь Триумфальный путь обзавелся достойной заменой - пирамидами Пея, олицетворением симметрии.

Заканчивается пирамида гигантской аркой, которая в ясную хорошо видна из центра города. Ночью пирамиду подсвечивают, днем в ней отражаются .

К западу от Лувра находится площадь Карузель, на которой некогда стояла одноименная арка. Бронзовая колесница на арке - копия коней, отлитых греческим скульптором в III веке до нашей эры. Позади арки начинался сад Тюильри. Уменьшенная копия теперь хранится в Лувре.

Внутренние помещения дворца оформлены с большим изяществом. Наибольший интерес представляют зал Кариатид и галерея Аполлона. Зал Кариатид считается одним из старейших помещений в Лувре. Сейчас здесь выставлены античные скульптуры. Зал Аполлона получил свое название в честь античного бога, который изображен на трех панно, вывешенных в этом зале. В 1661 году это помещение очень сильно пострадало от пожара. Но было отреставрировано, и сейчас посетители видят его таким же, каким он был и несколько сот лет назад.

Еще в XVI веке по приказу Екатерины Медичи вокруг дворца, рядом с Лувром, был разбит сад. Генрих VI дополнил его оранжереей (сейчас на ее месте находится Музей Оранжереи). В центре сада - небольшой пруд. Вокруг - металлические стулья, на которых любят отдыхать туристы после обхода залов Лувра. В конце сада, со стороны Елисейских Полей, стоит национальная галерея Же-де-Пом. На выходе к площади Согласия установлено колесо обозрения, с которого открывается панорама Парижа.

История Лувра

Лувр - это средневековая крепость, дворец королей Франции и музей в течение последних двух столетий. В архитектуре дворца отразилась более, чем 800 летняя история Франции.

У историков до сих пор нет единого мнения о том, откуда заимствовано название дворца. Одни считают, что произошло оно от слова «леовар», которое на языке саксов означает «укрепление». Другие убеждены, что есть связь с французским словом «louve» («волчица»), сторонники этого мнения доказывают, что на месте дворца стояла королевская псарня, где натаскивали собак для охоты на волков.

История Лувра началась в 1190 году, когда король Филипп-Август перед тем, как отправиться в Крестовый поход, заложил крепость, которая защищала Париж от набегов викингов с запада. Средневековая крепость впоследствии превратилась в шикарный дворец. Первым здесь обосновался Карл V, переехавший сюда с Сите (бывшая резиденция королей), подальше от бунтовщиков, буквально вырезавших у него на глазах друзей и приближенных. Начиная с 1528 года, когда Франциск I приказал снести старую «рухлядь» (как он сам называл прежний дворец) и поставить на ее месте новый, каждый монарх перестраивал Лувр или добавлял новые строения - как, например, Екатерина Медичи, супруга Генриха II, пристроившая к Лувру дворец Тюильри. Архитектор Пьер Леско и скульптор Жан Гужон придали Лувру тот облик, который, несмотря на многочисленные переделки, в основном, сохранился до настоящего времени.

В 1682 году, когда королевский двор был перенесен в Версаль, все работы были заброшены, и Лувр пришел в состояние упадка. В 1750 году даже шла речь о его сносе, автор колоннады на площади Святого Петра в Риме Лоренцо Бернини предложил премьер-министру Людовика XIV Кольберу снести старое здание и построить на его месте новое. Несмотря на большой соблазн, король все-таки решил оставить дворец.

После бурных лет Революции, работы по строительству Лувра были возобновлены Наполеоном. В годы великой Французской революции залы дворца использовались для размещения национальной типографии, академии, а также в качестве частных квартир для обеспеченных французов.

Современный вид замок приобрёл в 1871 году. В мае этого же года Учредительное собрание постановило собрать в Лувре «памятники науки и искусств». 10 августа 1793 года галерея была открыта для посещений и окончательно превратилась в музей. Торжественное открытие музея состоялось 18 ноября 1793 г. В то время экспонаты занимали лишь один квадратный зал и часть примыкавшей к нему галереи. Особый вклад в расширение коллекции внес Наполеон I. С каждой побежденной нации он требовал дань в виде произведений искусства. В наши дни каталог музея насчитывает 400 000 экспонатов.

В 1981 году по решению президента Республики Франсуа Миттерана в Лувре начались реставрационные работы. Самые древние части (развалины главной башни) были восстановлены.

Лувр сегодня

Когда-то королевская резиденция сейчас стала известным во всем мире музеем. В Лувре представлено 198 экспозиционных залов: Античный восток, Античный , Античная , Этрусская и Римская цивилизации, Живопись, Скульптура, Графика и предметы искусства со Средних веков до 1850 года и т. д.

Ядром собрания картин, известного сегодня на весь мир, стала коллекция Франциска I, которую он начал составлять в XVI веке. Ее пополняли Людовик XIII и Людовик XIV. В XIX - XX веках луврская коллекция расширялась за счет приобретения шедевров на художественных выставках и многочисленных частных пожертвований. Сейчас в коллекции 400 000 экспонатов.

Именно в Лувре хранятся всемирно признанные шедевры: «Джоконда», «Ника Самофракийская», «Венера Милосская», «Рабы» Микеланжело, «Психея и » Кановы и др. В крыле Сюлли (вокруг «Квадратного Двора») наверху можно осмотреть произведения французской живописи от Пуссена и Лоррена до Вато и Фрагонера.

Первый этаж посвящен прикладному искусству: здесь собраны тысячи образцов мебели, предметы интерьера, блюда, вазы и т. п. В крыле Ришелье и в трех его крытых дворах живопись из-за освещения располагается на самом верху. Художественные ремесла представлены в экспозиции первого этажа, а французская скульптура расположена на цокольном этаже.

Фонд музея непрерывно обновляется и пополняется: активно работают «Общество друзей Лувра», благотворительные организации и фонды, а также частные лица, способствующие комплектованию собрания. К числу недавно поступивших экспонатов относятся археологические находки из раскопок «Средневекового Лувра». Самая замечательная из них - шлем короля Карла VI, найденный в виде осколков и искусно восстановленный.

Осуществляется и перераспределение коллекций между разными музеями Франции. В декабре 1986 на другом берегу Сены был открыт музей Д’Орсэ в переоборудованном здании бывшего вокзала. Туда из Лувра были переданы произведения, созданные художниками с 1848 по 1914. Более поздний этап развития искусства, начиная с фовистов и кубистов, представлен в центре Жоржа Помпиду, открытом в 1977.

Обойти выставку за один день просто невозможно, поэтому многие возвращаются сюда по нескольку раз.

Залы Лувра оборудованы новейшей техникой, особенно это касается системы охраны, которая делает музей самым надежным хранилищем исторических ценностей. На сегодняшний день Лувр признан самым популярным музеем. В 2000 году здесь побывало 6 миллионов человек, причем подавляющее число посетителей - иностранцы.