Аппликатуры народных ладов. Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады? Лады минорного наклонения

Дорийский лад или как его еще называют дорийский минор — одна из популярнейших гамм, которая повсеместно используется в самых разных стилях. Однако, чаще всего, ее звучание ассоциируется с джазом и фанком. В джазе дорийский лад настолько распространен, что считается основным ладом, а натуральный минор рассматривается, как исключение.

Дорийский лад можно получить из мажорной гаммы, если играть ее от II ступени. Однако поскольку я уже о недопустимости трактовать , как производное от гаммы, то прежде всего нужно запомнить его «математическое» строение. Формула дорийского лада Т-П-Т-Т-Т-П-Т. Запишем от ноты A:

Как видите по сравнению с натуральным минором в дорийском 6 ступень повышена. Эта ступень вносит мажорное, светлое звучание.

Послушайте пример звучания:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Как уже упоминалось в джазе дорийский лад используется для обыгрывания аккордов минорного наклонения (m7,m9 и т.д.). Кроме того дорийский лад можно использовать для обыгрывания альтерированных содержащих в себе какое-либо минорное :

В приведенном выше пример аккорд E7#5b9 при энгармонической замене g# на Ab дает нам аккорд F минор, следовательно самый простой способ — это обыгрывать альтерированные септаккорды дорийским минором отстоящим от основного на полтона. Это известная формула обыгрывания аккордов.

Также дорийский лад очень часто употребляется в модальных импровизациях не зависимо от используемых аккордов. Как правило, в таком случае особое внимание уделяется именно дорийским опеваниям и

Гармонизация трезвучиями дает нам 3 новых аккорда,минор на 2 ступени,мажорную субдоминанту и уменьшенное трезвучие на 6 (или полууменьшенный септаккорд). Также в качестве тоники очень часто выступает минорный аккорд с секстой.

Как видите самым ярким здесь является аккорд мажорной субдоминанты, появление которого, как правило, вводит дорийский лад.

Как уже упоминалось, данный лад является очень популярным и может быть использован во множестве ситуаций.

Особенно хорошо звучит он в контексте смешанных образов,в которых сочетается минорная окраска с радостными чувствами.В соответствующем контексте дорийский лад можно использовать для создания ,народного звучания, которое характерно для музыки кельтских народов.

Что послушать: Miles Davis — So What, Gershwin — Summertime(дорийская гармония), SRV — I wanna testify(импровизация), Shoking Blue — Venus, Santana — Oyo Como ya

Вы уже наверное обратили внимание на то, что когда говорят о тональности песни или любого музыкального произведения, то говорят только о мажорных и минорных тональностях. Это потому, что никаких других разновидностей нет. Как уже упоминалось, полный звукоряд, используемый в современной музыке, состоит из двенадцати равных полутонов (при исполнении на инструменте он назвается хроматической гаммой). Диатоника является фундаментальным свойством именно этой двенадцати-равно-полутоновой системы. Мелодико-гармоническое устройство диатоники лежит в основе современной музыки. Принцип диатоничности лада состоит в том, что при использовании только тонов и полутонов, не допускается расположение двух полутонов подряд (без хроматизмов). Лады, которые отвечают данным условиям, являются диатоническими. Соответственно, лады, нарушающие эти условия, являются не диатоническими. Гаммы, которые являются ладовой основой музыки (мажорная и минорная), состоят из семи ступеней. Очевидно, что пять звуков нашего двенадцатиполутонового звукоряда остаются не задействованными. Оставляя внутри этой стройной системы свободу для мелодических и ладовых вариаций. Если мы выбираем мажорный тонический центр, то получаем мажорную тональность, а при выборе минорного тонического центра, получаем минорную тональность.

Формула мажорной гаммы (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон). Если при исполнении мажорной гаммы мы вдруг случайно нарушаем формулу, тоесть "берём" один из пяти звуков, которые не "задействованны", то тут же "на слух" мы слышим нарушение "ладовой мелодики". Наш слух воспринимает этот звук как "чужеродный" для данной мелодии, тоесть нарушающий ощущение лада. Лад - это "звуковысотная система соподчинения тонов, основанная на их логической (субординационной) дифференциации" (Т. С. Бершадская, 1978). Устройство диатоники как раз и есть этой логической (субординационной) дифференциацией, а тональность - всего лишь высота лада. Название тональности происходит от названия первой ступени, а также самого лада. Например, если первая ступень звук С(до), а лад мажорный, то тональность до мажор; если первая ступень звук G(соль), а лад минорный, то тональность Gm (соль минор).

В общем, диатоника - это ладовая система, состоящая из семи семиступенных ладов, главными из которых являются натуральный мажор и натуральный минор. В мажорных тональностях на первой ступени располагается натуральный мажор, на второй - дорийский минор, на третьей - фригийский минор и т.д. в соответствии с устройством диатоники. В минорных тональностях всё то же самое, но на первой ступени естественно натуральный минор, на второй ступени - локрийский минор, на третьей натуральный мажор и т. д. Другими словами, в паралельных тональностях, например G || Em мы используем один и тот же звукоряд, только с разными тоническими центрами.

Для пояснения приципа диатонического строения мы берём аппликатуру двухоктавной мажорной гаммы и на её основе рассматриваем однооктавные семиступенные лады. Тоесть играем, используя только ноты гаммы соль мажор, но от первой ступени до первой ступени через октаву. Так же играем от второй ступени до второй через октаву, от третьей до третьей, от четвёртой до четвёртой, от пятой до пятой, от шестой до шестой и от седьмой до седьмой. И так мы получаем семь семиступенных гам. Семь разных формул. Теперь проанализируем результат. Для облегчения этого процесса мы рассмотрим полученные гаммы начиная от шестой струны и сравним их "формулы" с эталонными (мажорной - {тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон} и минорной {тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон}).

(первая ступень), доминанта (пятая ступень) и субдоминанта (четвертая ступень). Для описания ладов в музыке неевропейской традиции принято использовать термин «модус » или «модальные лады» (в отличие от «тональных ладов»).

Модальные лады предшествуют тональным в истории становления музыкальных языков разных народов (во многих неевропейских музыкальных языках тональные лады отсутствуют до сих пор). Согласно концепции В. Б. Брайнина , основное различие между модальными и тональными ладами состоит в том, что в модальных ладах организующим звуковысотным началом служит как звукоряд, так и отдельные тоны «инициус» и «финалис», начинающие и завершающие музыкальные построения, в то время как организующим структурным началом служат общеизвестные мелодические ячейки.

Модальные лады, как правило, управляют не столько композицией , сколько импровизацией . В силу этого «инициус» и «финалис» часто смещаются внутри стабильного звукоряда. В тональных ладах организующим началом служат гармонические функции, «инициус» не имеет организующей роли, а «финалис» представлен «тоникой », подразумевающей мажорное или минорное трезвучие в том числе и в случае одноголосного изложения. Смена тоники (модуляция) (в отличие от модальной «мутации») происходит в течение произведения реже и влечёт за собой также смену звукоряда.

Переходными от модальных ладов к тональным можно представить лады строгого контрапункта , в котором сочинялись завершённые произведения, происходила кристаллизация гармонических функций, организующим структурным началом были уже не мелодические ячейки, но имитация и представление о консонантности-диссонантности гармонических интервалов и их взаимодействии, но в то же время организующим звуковысотным началом оставался звукоряд.

Лады в античности

Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов (ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) и шесть «гиполадов» (гипоионийский, гипоэолийский, гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский и миксолидийский), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады извлекались из единого звукоряда, отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху, а не снизу), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия.

Лады в средневековой европейской музыке


Основных рассматриваемых в теории музыки так называемых «церковных» или «греческих» ладов семь, по количеству неповторяющихся ступеней гаммы.

  • Иониийский лад - внешне соответствует натуральному мажору. Может быть построен на белых клавишах фортепиано от ноты «до».
  • Эолийский лад - внешне соответствует натуральному минору. Строится на белых клавишах от ноты «ля».
  • Дориийский лад - внешне минор с повышенной шестой ступенью. Строится на белых клавишах от ноты «ре».
  • Фригийский лад - внешне соответствует натуральному минору с пониженной второй ступенью. На белых клавишах - от ноты «ми».
  • Лидийский лад - внешне соответствует натуральному мажору с повышенной четвёртой ступенью. На белых клавишах строится от ноты «фа».
  • Миксолидийский - внешне соответствует натуральному мажору с пониженной седьмой ступенью. На белых клавишах - от ноты «соль».
  • Локрийский - особый (условный) лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В его основе лежит уменьшённое трезвучие. На белых клавишах - от ноты «си». Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом с устойчивой 4-й ступенью (вместо 5-й).
Лад Наклонение Особенности Прослушать
Ионийский Мажорное Натуральный Прослушать
Лидийский Мажорное IV↗ ступень повышается Прослушать
Миксолидийский Мажорное VII↘ ступень понижается Прослушать
Эолийский Минорное Натуральный Прослушать
Фригийский Минорное II↘ ступень понижается Прослушать
Дорийский Минорное VI↗ ступень повышается Прослушать
Локрийский Полутон + Два тона + Полутон + Три тона Прослушать

Интервалы в ладах средневековой европейской музыки

Лад Интервалы в ладах
Прима Секунда Терция Кварта Квинта Секста Септима
Лидийский Чистая Большая Большая Увеличенная Чистая Большая Большая
Ионийский Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Большая
Миксолидийский Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Малая
Дорийский Чистая Большая Малая Чистая Чистая Большая Малая
Эолийский Чистая Большая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Фригийский Чистая Малая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Локрийский Чистая Малая Малая Чистая Уменьшенная Малая Малая

Неевропейские ладовые системы

В Индии используется ладовая система с 7 основными тонами и 15 дополнительными тонами (шрути) (всего 22 тона шрути в октаве).

Ладовые системы Нового времени

Из современных, часто используемых ладов большое значение имеют два, введённые в употребление в начале XX века. Это так называемые увеличенный и уменьшённый лад. В увеличенном ладу 6 звуков, расположенных последовательно по тонам, 7-м звуком является повторение тоники. Написание увеличенного лада, или целотонной гаммы свободное - любой звук можно заменить энгармонически, не изменив правилам написания. Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов: например, до - ре - ми-бемоль - фа - фа-диез и т. д. Лад имеет несколько названий: уменьшённый лад, гамма Римского-Корсакова (впервые была применена Н. А. Римским-Корсаковым в одной из своих опер на сказочный сюжет), гамма «тон-полутон», или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов в гамме.

Лидийский лад — является ладом мажорного наклонения и состоит из двух тетрахордов. Первый можно назвать целотоновым — его формула б2+б2+б2.

Второй тетрахорд аналогичен верхнему в мажоре б2+б2+м2.

Этот лад можно получить, сыграв мажор от 4 ступени, либо повысив в натуральном мажоре 4 ступень. Лидийский является параллельным для

Лидийский лад является самым мажорным по звучанию поскольку находится в сфере двух мажоров тонического и доминантового.

Формула лада — Т- Т-Т-ПТ-Т-Т-ПТ

Звучание лидийского лада очень светлое, но в тоже время неразрешенное и ярко модальное, поскольку слух воспринимает 4 ступень как вводную. В современной музыке лидийский лад активное используют различные фьюжн ансамбли и конечно же Steve Vai очень любит этот лад.

Однако одним из первых в роке его начал использовать Hendrix.
Фрагмент соло построенного в лидийском ладу

Характерные лидийского лада — это увеличенная кварта на первой ступени и уменьшенная квинта на IV.

Вообще, как и для любого другого лада, для лидийского характерно заострение ступени отличной от натурального мажора. Такие интервалы, как большая терция на II ступени или квинта на 7 несомненно создают лидийское звучание.

Гармония лидийского лада

В основных лидийский лад отличается субдоминантой, которая является уменьшенным трезвучием, что позволяет использовать ее для создания необходимой гармонической окраски. Кроме того, мажорное трезвучие II ступени и минорное VII при разрешении их в тонику создают лидийское звучание.

Если построить на I ступени лада maj7♯11 или ♯11

то получим так называемый лидийский аккорд. В джазе так называют аккорд в котором присутствует 11# ступень. Его описывают, как «красивый и очень современный».

Также О. Мессиан упоминал о том, что лидийская кварта более естественна для слуха, поскольку является обертоном, а обычная четвертая ступень нет.

Такие аккорды как m9 на III ступени или maj на 5 очень часто используются в современной музыке,как гармонический подклад для лидийской мелодии.

Импровизация

В плане лидийский это уникальный лад, так как он лег в основу так называемой целого метода модальной импровизации — он называется Лидийская Хроматическая Концепция (автор Джордж Рассел). Это очень популярная во второй половине XX веке концепция импровизации, которой пользовались многие известные музыканты. И хотя это довольно громоздкая система, в свое время она была открытием.

Если изложить очень кратко, то она основана на различных изменениях одного лада и работы с ним для обыгрывания разных аккордов и создания модального звучания. Это конечно тема целой книги, возможно позже сделаю на нее обзор.

В основном же лидийский лад используется для обыгрывания maj аккордов

Использование в композиции

Очень часто в современной музыке лидийский лад используют для создания , которые повторяются много раз. Такой подход использован например в этой песне (найдите в каком фрагменте самостоятельно)

Лидийский лад можно использовать для создания сказочного, волшебного звучания.

Очень хорошо он звучит на статичные аккорды. Также при определённых условиях (инструментовка, гармония) он может создавать звучание.

Послушать: Главная тема из Simpson

В музыке большое множество ладов. От их многообразия и музыка разнообразна и выразительна. Кроме общеизвестных мажора и минора с их разновидностями, существуют, так называемые, народные лады. По другому их называют: церковные лады, старинные лады, лады народной музыки. Они были изучены еще в средние века.

Название этих ладов взяты из теории древних греков. Объединяет эти лады чередование больших и малых секунд. Во всех ладах, о которых пойдет речь ниже, пять больших секунд и две малые секунды. Если от каждой ступени До мажора сыграть звукоряды (на фортепиано это будут все белые клавиши), то получится полный «набор» ладов народной музыки.

Лады народной музыки можно разделить на две большие группы по ладовому наклонению.
Первая группа: лады мажорного наклонения, имеющие высокую III ступень. К ним принадлежат:
— ионийский (от «До» — совпадает с натуральным мажором);
— лидийский (от «Фа» — в отличие от натурального Фа мажора, высокая IV ступень);
— миксолидийский (от «Соль» — в отличие от Соль мажора, низкая VII ступень).
Вторая группа: лады минорного наклонения, имеющие III низкую ступень. К ним относятся:
— эолийский (от «Ля» — совпадает с натуральным минором);
— дорийский (от «Ре» — в отличие от ре минора, высокая VI ступень);
— фригийский (от «Ми» — в отличие от ми минора, низкая II ступень);
— локрийский (от «Си» — в отличие от си минора, низкие II и V ступени).

Лады народной музыки — это диатонические (натуральные) лады. Их ступени натуральные, не хроматические (измененные). Поэтому принято говорить, например, IV высокая ступень, а не повышенная. Для понимания этих ладов мы сравниваем их с известными — натуральным мажором и натуральным минором, но это не производные лады, а самостоятельные.

Для осознания этих ладов сделаем несколько построений:
Лидийский лад: Дорийский лад:
от «Соль» — соль ля си до# ре ми фа# соль от «Ми» — ми фа# соль ля си до# ре ми
от «Фа» — фа соль ля си до ре ми фа от «Ре» — ре ми фа соль ля си до ре
Миксолидийский лад: Фригийский лад:
от «Соль» — соль ля си до# ре ми фа соль от «Ми» — ми фа соль ля си до ре ми
от «Фа» — фа соль ля сиЬ до ре миЬ фа от «Ре» — ре миЬ фа соль ля сиЬ до ре

Для запоминания этих ладов пользуйтесь подсказками:
В ладах народной музыки изменяются неустойчивые ступени- II IV VI VII.
В ладах мажорного наклонения изменяются ступени IV и VII. Это звуки, которые образуют тритон.
В ладах минорного наклонения изменяются ступени II и VI. Это звуки, которые образуют тритон.

Еще одна подсказка:
Заполните две параллельные тональности без фа# — Соль мажор и ми минор. Эта пара — миксолидийский и фригийский лады.
Запомните две параллельные тональности без сиЬ — Фа мажор и ре минор. Эта пара — лидийский и дорийский лады.